Файл

Рецензия на статью Иванова

Имя файла
recenziya-na-statyu-ivanova.doc
Дата
2024-01-13 03:54:10
Описание
Рецензия на статью Иванова
Количество скачиваний
152

Предпросмотр:

Рецензия на статью И. Иванова ?РОССИЯ И ООН: НАДЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ ВО ИМЯ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ? МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2004, М 3, с. 10-16 В 2005 году мировое сообщество отметило 60-летие создания Организации Объединенных Наций. В мировой политике ООН играет незаменимую роль. Несмотря на критику, все чаще звучащую в адрес Организации в последнее время, ООН остается уникальным форумом для обсуждения и согласования позиций международного сообщества, сохраняя за собой роль ведущей международной правозащитной организации. Все это обусловило актуальность выбранной для изучения статьи и интерес к ее изучению. Игорь Сергеевич Иванов, Министр иностранных дел РФ рассматривает в своей статье основные проблемы взаимодействия нашей страны и ООН и подводит итоги совместной деятельности. Несмотря на то, что с момента опубликования статьи прошло 4 года, она остается актуальной, т.к. события последних лет подтвердили оправданность стратегического курса России на всемерное укрепление многосторонних механизмов ООН как ключевого инструмента выработки эффективных решений наиболее актуальных проблем мирового сообщества и регулирования международных отношений, которому дает характеристику автор статьи. В своей статье И. Иванов указывает, что активно участвуя в деятельности ООН, Россия реализует свою особую ответственность постоянного члена Совета Безопасности ООН за поддержание прочного мира и стабильности на планете. Министр иностранных дел дал характеристику деятельности российской дипломатии в ООН, которая осуществляется таким образом, чтобы в максимально возможной степени обеспечивать благоприятные внешние условия для динамичного внутреннего развития нашей страны. Автор в статье отмечает те события, которые особенно ярко характеризуют сотрудничество страны с этой международной организацией Среди них - выступление В.Путина на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это выступление показало, что осознавая современную ситуацию, Россия продолжает успешно продвигать свою инициативу о построении под эгидой ООН глобальной и эффективной системы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм, оргпреступность, наркотрафик, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ), экологические риски и целый ряд других опасных угроз. Кроме того, автор отмечает принятую в 2003 г. по предложению российской дипоматии резолюцию Ассамблеи ООН, конкретизирующую дальнейшие шаги по формированию указанной системы. В русле этой российской инициативы лежит решение Генерального секретаря ООН К.Аннана о создании группы видных деятелей для рассмотрения новых угроз глобальной безопасности в самом широком понимании этого термина и вопросов реформы многосторонних институтов. И. Иванов указывает, что важно, что в указанной резолюции ГА ООН приветствовала формирование этой группы. В ее состав вошли шестнадцать деятелей с мировым именем. Россию представляет авторитетный и опытный политик Е.М.Примаков. Перед группой стоит непростая задача — разработать рекомендации в отношении мер по обеспечению эффективных коллективных действий в ответ на новые вызовы и угрозы. Создание группы видных деятелей отражает серьезный настрой в международном сообществе в пользу совершенствования антикризисных механизмов ООН с целью ее адаптации к современным процессам и реалиям в мире. Важно при этом, что Генеральный секретарь ООН ориентирует работу группы именно на укрепление коллективных начал и многосторонних подходов в обеспечении международной безопасности и стабильности. В своей статье И.Иванов затрагивает вопрос реформы ООН, и высказывает следующую точку зрения: завершение в целом успешно идущего процесса в этой сфере должно протекать не революционным, а эволюционным путем, через совершенствование действительно нуждающихся в модернизации механизмов, но без нарушения деятельности нормально работающих структур. Автор в статье делает вывод о том, что в рамках реформы ООН ключевое значение имеет сохранение и повышение эффективности ее главного политического органа — Совета Безопасности (СБ). Россия выступает за ответственный и осмотрительный подход к этому вопросу, затрагивающему интересы всех без исключения членов ООН, и признает актуальность приведения состава Совета в соответствие с новой геополитической ситуацией. При этом, однако, И. Иванов считает, что необходимо, чтобы расширение СБ ООН способствовало дальнейшему укреплению единства его членов и Организации в целом, обеспечило эффективность принимаемых этим органом решений. С точки зрения автора статьи, путь к этой цели лежит через достижение максимально широкого согласия государств, представляющих все регионы мира, прежде всего по вопросу о кандидатурах в обновленный СБ. В статье министр рассматривает основные угрозы современности и пути противодействия им. В частности, отмечает, что одна из самых опасных угроз современности - терроризм. ООН, по мнению автора статьи, призвана стать базой для глобальной антитеррористической коалиции. Уже проделана большая работа по консолидации мирового сообщества перед лицом этой угрозы и упрочению правовой базы совместных действий по ее нейтрализации. Среди мер, принимаемых ООН - принятая СБ ООН резолюция 1373, а также другие решения ?по горячим следам? террористических актов в разных регионах, которые обязывают государства сотрудничать с Контртеррористическим комитетом СБ ООН (КТК), одним из вице-председателей которого является Россия. Этот орган выполняет функции главного координирующего центра борьбы с терроризмом. Автор статьи перечисляет основные ?горячие точки? на планете, где особенно важно с его точки зрения вмешательство ООН. Это Афганистан, иракский кризис, палестино-израильский, грузино-абхазский конфликт. Особенное внимание уделяется в статье последовавшей за войной эскалации насилия и нестабильности в Ираке как последствию односторонних действий США и их союзников по коалиции. При этом автором утверждается, что Россия сделала все возможное для скорейшего возвращения ситуации в международно-правовое поле. При ее активном участии Совет Безопасности принял ряд резолюций, закрепляющих за ООН независимую роль в постконфликтном урегулировании. Автором делается вывод о том, что для успешного решения иракской проблемы необходимо доверие со стороны иракского народа, скорейшая передача его представителям полномочий по управлению страной. Организация становится все более востребованной в иракских делах. На взгляд И.Иванова, ей предстоит сыграть центральную роль в постконфликтном урегулировании в этой стране. По-прежнему далека от стабилизации обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. Совет Безопасности сумел утвердить за собой активную роль в содействии процессу ближневосточного урегулирования. Он продолжал оказывать весомую политическую поддержку усилиям ?четверки? международных посредников (Россия, США, ООН, ЕС). Важное значение в этой связи имела принятая консенсусом по инициативе России резолюция СБ 1515. Она поддержала разработанную ?четверкой? ?дорожную карту? поэтапного продвижения к миру на Ближнем Востоке. Этот безальтернативный на данный момент документ принят палестинской и израильской сторонами. Упомянутая резолюция СБ призвана способствовать скорейшему проведению этого документа в жизнь. Автором указано, что во взаимодействии с партнерами по ?четверке? Россия работает в целях придания резолюциям Генассамблеи ООН по ближневосточной тематике более сбалансированного и менее конфронтационного характера. Здесь есть определенные позитивные подвижки, хотя, к сожалению, устойчивый накал напряженности в регионе пока не позволяет существенно продвинуться в этом направлении. ООН играет стабилизирующую роль в других зонах арабо-израильского противостояния, продолжая осуществлять важные миротворческие миссии на сирийских Голанах, а также на границе между Израилем и Ливаном. Другой болевой точкой региональной и глобальной стабильности остается проблема Афганистана. На нынешнем ответственном этапе политического обустройства страны и перехода афганского народа к мирной жизни ООН оказывает ему незаменимую помощь, эффективно координируя международные усилия в Афганистане. Размещенная в этой стране Миссия ООН, а также уполномоченные Советом Безопасности ООН Международные силы содействия безопасности в Афганистане (МССБ) успешно выполняют выданные им мандаты. В целях создания безопасных условий подготовки и проведения ?конституционной? Лойя Джирги и последующих всеобщих выборов в Афганистане СБ ООН принял решение о расширении зоны ответственности МССБ за пределы Кабула. Как отмечает автор, Россия проводит в ООН большую работу по противодействию исходящей с территории Афганистана наркоугрозе. По ее инициативе СБ ООН утвердил набор конкретных мер, нацеленных на разработку под эгидой Организации комплексной стратегии противодействия афганскому наркотрафику. Она предусматривает сотрудничество всех заинтересованных сторон с властями Афганистана, а также создание по его периметру ?поясов безопасности? в целях ограждения стран от транзита наркотиков, включая Россию. В течение многих лет коллективным миротворческим силам СНГ, при лидирующей роли России, в координации с Миссией ООН по наблюдению в Грузии удается поддерживать стабильность в зоне грузино-абхазского конфликта, стимулируя процесс его политического урегулирования. Достигнутые Россией и Грузией договоренности о первоочередных шагах по нормализации грузино-абхазских отношений, с акцентом на укрепление взаимного доверия, поддержаны СБ ООН. Еще одной горячей точкой, которой ООН оправданно уделяет особое внимание является Африка. За анализируемый автором статьи период, на континенте были развернуты две новые миротворческие операции ООН - в Либерии и Кот-д'Ивуаре. Присутствие миссий ООН стимулирует дальнейшую нормализацию обстановки в Сьерра-Леоне, ДР Конго, Эфиопии и Эритрее. Россия, исходя из своей ответственности постоянного члена СБ ООН, принимает участие во всех операциях ООН в Африке. Вклад России в миротворчество в Африке -важный элемент усилий по оздоровлению обстановки на континенте, созданию предпосылок к его экономическому возрождению и привлекательности для иностранного (в том числе и российского) бизнеса. Автор статьи рассматривает взаимодействие нашей страны и ООН в русле правовых и гуманитарных вопросов. Он отмечает, что особого внимания международного сообщества требуют грубые нарушения прав человека, совершаемые террористами и террористическими группировками. Развивая эту тему, Россия продвигает в ООН инициативу о разработке кодекса защиты прав человека от терроризма. Безусловным приоритетом российской дипломатии в ООН оставалась проблема защиты прав и интересов наших соотечественников за рубежом. Подтверждением обоснованности озабоченностей России по поводу гуманитарной ситуации в Латвии и Эстонии являются выводы международных экспертов, в частности, сделанные в Комитете ООН по правам человека и Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации. В статье указано, что с положительным в целом балансом складываются итоги в сфере экономической дипломатии в рамках ООН. Так, продолжалось сотрудничество с организациями, программами и фондами системы ООН - Программой развития ООН (ПРООН), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом ООН по народонаселению (ЮНФПА) - в целях получения технического содействия на федеральном и региональном уровнях. В результате здесь удалось добиться увеличения объемов и повышения качества, а также более тесной увязки с приоритетами социально-экономического развития страны. Новой, набирающей силу тенденцией во взаимодействии с оперативными фондами и программами ООН стало использование предоставляемых ими возможностей для выхода наукоемких отраслей российской промышленности на мировой рынок технологий. Одним из важных шагов в этом направлении стала инициированная при поддержке ЮНИДО разработка Программы технологического сотрудничества России со странами Центральной и Латинской Америки. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) и Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) служат эффективным механизмом для продвижения российских интересов при взаимодействии со странами ?большой Европы? и Азиатско-Тихоокеанского региона. В ЕЭК это, в первую очередь, относится к созданию унифицированной правовой базы и осуществлению конкретных проектов сотрудничества в Европе в сфере транспорта, экологии, энергетики, землепользования, по отдельным аспектам международной торговли и предпринимательства, а также к оказанию помощи странам с переходной экономикой в рыночных преобразованиях. Эту деятельность мы рассматриваем как ценный вклад в формирование общеевропейского экономического пространства. Полагаем, что эта важная роль ЕЭК должна быть сохранена и после предстоящего в следующем году расширения Европейского союза. Среди главных задач, решавшихся российской дипломатией в рамках ЭСКАТО, - расширение нашего участия в экономическом взаимодействии в АТР, использование возможностей данной организации для экономического развития российских регионов Сибири и Дальнего Востока и интеграции экономики нашей страны в мировое хозяйство. Особое внимание при этом уделялось реализации выдвинутых российским президентом инициатив по созданию в АТР новых транспортной и энергетической систем. На указанных направлениях можно наблюдать ощутимый прогресс. Завершена, в частности, разработка рамочного межправительственного соглашения по азиатским шоссейным дорогам (АШД), закрепившего включение основных российских автомагистралей в сеть АШД и в состав азиатско-европейских транспортных коридоров ?Север-Юг? и ?Восток-Запад?. Сделан серьезный задел по запуску энергодиалога в Северо-Восточной Азии, цель которого - создание надежной, рассчитанной на перспективу энергетической системы в этом субрегионе. Россия, 2/3 территории которой находится в Азии, намерена и дальше конструктивно участвовать в работе ЭСКАТО. Особое внимание уделялось сотрудничеству с различными международными организациями по активизации использования передовых технологий борьбы с катастрофами и их последствиями, поиску новаторских механизмов их задействования в интересах всего международного сообщества, а также привлечению потенциала и практического опыта, накопленного МЧС России для оказания помощи в экстренных ситуациях. Эта работа также идет на пользу международному престижу страны, одновременно способствуя ее экономико-технологическому развитию. Автор отмечает исключительную важность деятельности ООН на гуманитарном направлении. Достижения Организации в данной области бесспорны. Однако, И.Иванов требует по-иному взглянуть на необходимость корректировки схем, основанных на традиционном понимании гуманитарной помощи как краткосрочного целенаправленного содействия. Сегодня необходимо сфокусироваться на переходе от такого рода гуманитарной помощи к решению более масштабных проблем миростроительства в странах, пострадавших от конфликтов. Автор демонстрирует в статье, что продолжалось вовлечение ООН в оказание помощи населению Северного Кавказа. В этом контексте проводилась линия на переориентацию международного содействия этому региону на его социально-экономическое возрождение, прежде всего Чеченской Республики. Дальнейшее развитие получило российское сотрудничество с Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП), являющейся одним из наиболее активных партнеров нашей страны по оказанию помощи российскому Северокавказскому региону. Россия впервые стала выступать в качестве страны-донора, оказав другим странам по линии ВПП гуманитарную продовольственную помощь на общую сумму 11 млн.долл. США. Это получило широкий международный резонанс и удачно дополнило аналогичные программы помощи, осуществляемые РФ на двусторонней основе. В практическую плоскость перешел вопрос о вступлении России в качестве полноправного члена в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО), в чьих исследовательских проектах по развитию различных областей сельского хозяйства наша страна в настоящее время принимает активное участие. МИД России совместно с МЧС и другими заинтересованными ведомствами, а также с использованием каналов ООН принимал участие в разработке отвечающей современным условиям стратегии социально-экономического возрождения регионов России, затронутых аварией на Чернобыльской АЭС. Проблематика охраны окружающей среды и устойчивого развития прочно закрепилась в списке глобальных приоритетов международного сообщества. Основную роль на данном направлении играет ООН как механизм выработки согласованных решений и важнейший источник международного природоохранного права. Россия присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, что фактически сделало этот документ универсальным. Продолжается работа по подготовке к принятию решения о ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Киотско-го протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, присоединении России к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Активно работает в нашей стране Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). По ее линии осуществляется ряд важных природоохранных проектов в регионах России - в Каспийском регионе, в северо-западной части Тихого океана, в Арктике, в Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и в Центральном регионе. При содействии ЮНЕП в 2003 г. в России начата реализация Национального плана действий ?Арктика?. Таким образом, вышеперечисленными фактами автор статьи показывает, что взаимодействие России и ООН планомерно расширяется, связи усиливаются. Иванов, Игорь Сергеевич. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей// Мировая экономика и международные отношения, 2004. - № 3.-С. 10-16 HYPER13PAGE HYPER15 HYPER13PAGE HYPER15 10
https://studsup.ru/