Файл

Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза

Имя файла
142845_0ae61_abramova_n_a_preodolenie_na rusheniy_yazykovogo_analiza_i_sin.doc
Дата
2018-10-21 08:09:24
Описание
Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза
Количество скачиваний
132

Предпросмотр:

ВВЕДЕНИЕ

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объёма всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи. Данная рабочая тетрадь начинает работу на фонетическом уровне. Она направлена на формирование фонематического восприятия, т. е. дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики. Задания для тренировки в позиционном анализе звуков в составе слов органично сочетаются с упражнениями в дифференциации смешиваемых звуков. В целом можно это представить следующим образом: с одной стороны, дифференциация проходит через все виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных до контрольных). Фонематическое представление формируется у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Поэтому с первых занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым* приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Каждую фонетическую тему я постаралась связать с грамматическими. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи, наблюдают чередование согласных в корнях, тренируются в образовании различных форм слова и т. п. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по дифференциации фонем: необходимо вызвать интерес у детей. Для этого используем игру, рисование, художественное слово и другие средства, возбуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие избежать быстрого утомления. Используя данную тетрадь, вы сможете разнообразить свою работу такими приёмами, как называние и подписывание картинок, дорисовывание и раскрашивание различных предметов, договаривание слов, составление словосочетаний и предложений, отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, разучивание потешек, чистоговорок и стихотворений, работу со связным текстом, различные упражнения по звуко-буквенному анализу и другие. В данной тетради, как и в конспектах занятий, я использую символы, схемы и определённые обозначения, новые и ставшие уже традиционными, с которыми хочется вас познакомить перед началом работы, а известные — напомнить. Звонкий согласный звук в зависимости от цвета обозначает твёрдый согласный — синий колокольчик, либо мягкий звонкий согласный — зелёный колокольчик На письме это квадрат. Например: зуб, бег. Глухой согласный звук на письме мы обозначаем пустым кружком Например: сом, тень. Гласные мы обозначаем традиционно кружком, но и здесь есть свои поправки: гласные 1-го ряда - пустой кружок , гласные 2-го ряда - закрашенный кружок - схема места звука в слове, где каждая клеточка - положение определённого звука в слове: начало, середина и конец. Различные геометрические фигуры используются для обозначения шипящих и свистящих, аффрикат и сонорных, если невозможно использовать для дифферециации ?звонки? или ?наушники?. Например: при дифференциации <с> — <ш> оба звука глухие, твёрдые и согласные, значит требуют других символов для дифференциации (можно здесь использовать такие символы — по положению языка). Слоговые схемы (деление на 2-3 ... слога). Все представленные задания тесно связаны с планами групповых занятий. Здесь соблюдается принцип поэтапности и последовательности. Данные задания предназначены для работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, артикуляторно-акустической дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. БУКВЫ А-Я 1. Запомни образование буквы Я. 2. Соедини картинку с буквой (сделай подписи к картинкам). А Я 3. Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я. Обозначь твёрдые, мягкие согласные. Образец: бас — басня. ня... дя... пи... Ва... соба... по... ро... О ... ска... све... чаш... На... 4. Исправь ошибки. лошядь, зямок,теятр ламка, зимя, тетрядь, глязок, рядом. 5. Собери БУСИНКИ и получишь слова. Запиши их. 6. Прочти волшебное послание. Подбери к слову из первого столбика определение из второго. Запиши полученные пары слов. Змеяновая Доскакрасный Щекасочная Мячтяжелая Ягода холодная Лапа серая Погодапасмурная Образец: погода + пасмурная => пасмурная погода. 7. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображённому времени года, обозначь буквы А—Я и твёрдые—мягкие согласные. _______________________________________ _______________________________________ 8. Отнеси яблоко и грушу на своё место. Где яблоко, где груша? 9. Вставь буквы А—Я в предложения и обозначь согласные перед ними. 1) Ирин*, *н* и Т*н* игр*ли в пр*тки. 2) Кол* р*д, что поп*л в первый р*д. 10. Расставь слова по порядку. Запиши предложения. Выдели твёрдые-мягкие согласные перед А-Я, Если составишь верно, то получится фигура, запиши её название. а) б) шары 11. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай название рассказу. Запиши получившийся рассказ и его название. Кораблики перевернулись и утонули. Была весна. Митя и Федя пускали кораблики. Вдруг подул сильный ветер. На улице ярко светило солнце. БУКВЫ У-Ю 1. Подпиши под картинками буквы У—Ю. 2. Запомни образование буквы Ю. Й + У = Ю 3. Обведи синим карандашом картинки с твёрдыми согласными (если они дружат с буквой У), а зелёным — мягкие согласные (если с буквой Ю). 4. Запиши слова с У-Ю. 5. Запиши слова графически. Образец: юла, Люба, туфли, куплю. ю/, ю/, у/, у/ю Слова: руки, тюль, сплю, служба, утюг, нюхать, тюбик, крючок, продаю, угощаю, терплю. 6. Отгадай загадки, запиши отгадки. Обозначь твёрдые—мягкие согласные перед У—Ю. 7. Помоги ученику, изменить слова по образцу. Образец: отвечать — отвечаю. 8. Прочти стихотворение, выпиши в 3 столбика слова: 1) с буквой У, 2) с буквой Ю, 3) У—Ю. НАУРОКЕ На уроке я читаю, И рисую, и считаю. Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. 9. Отгадай ребусы и подпиши их. 10. Игра ?Два светофора?. Задание: слова хотели перейти дорогу, но волшебные светофоры, Не могут пропустить всех одновременно, Помоги словам разобраться, кому когда идти. Запиши их в 2 столбика. Слова: меть, тук, тюк, лук, люк, кастрюля, карусель, каблук, изюм*, купанье, Люба, пруд, прут*, урюк*, рюкзак. 1) Найди пары слов, которые похожи на слух. 2) Объясни значение слов, обозначенных *. 3) Вспомни слова, которые обозначают имена собственные. 4) Найди пару слов, в которой из одного получилось другое. 11. Собери предложения. Запиши. Обозначь мягкость согласных перед Ю. а) саду, Люба, упала, в____________________________________ б) пруду, утки, купались, в_________________________________ в) волки, на, ночью, воют, луну___________________________ 12. Спиши предложения, раскрыв скобки и изменив слова. а) Мама повесила голубую (штора). Лодка плыла к (корабль), в) Юре купили красивую (юла). г) Мама пришила метки* к новому (белье). * Объясни значение слова. 13. Составь текст по картинке. Запиши его. Выдели твёрдые мягкие согласные перед У—Ю. БУКВЫ 0-Ё 1. Произнеси правильно. Задание: запиши пары слогов, обозначь мягкие—твёрдые согласные. 2. Подпиши картинки, обозначь звуки О—Ё. 3. Измени слова по образцу: ведро — вёдра. Обозначь слова среднего рода. Стекло - …, седло - …, колесо - …, зерно - …, дупло - …, село - …, весло - …, звезда - …, клен - …, гнездо - … 4. Разберись, где СО, где СЁ? Образец; ли … нок - лисенок. Подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами, ВЫ... КИЙ КУ... ЧЕК BE ... ЛЫЙ ПО ... ЛОК ЛЕ ... ЧЕК КОЛО ... ЧЕК НО... Ш ПОРО,., НОК ГОЛО... ЧЕК БОК... РЫ ... БАКА ... ЛЁНЫЙ 5. Буквы потерялись. Помоги им вернуться на своё место. НЕС ... М Д ... РНИ ГВ ... ЗДЬ П ... ЛЕ СЕР... ЖКИ ВАР... НЫЙ СВ... КЛА ПРЫЖ... К 6. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания. 8. Отгадай кроссворд. 1. Я куда-то собиралась. 2. Она коза, а он? 3. На ней веду козу. 4. Из дерева, плывёт по реке. 5. Висит на шее, круглый. 6. Он приносит новость. 7. ?__________ 8. ?_________________________ 9. Спиши текст, вставь вместо картинок слова. Обозначь звуки О—Е. ЁЖИК 10. Составь рассказ по плану. Запиши его. Обозначь звуки перед О—Е. Озаглавь рассказ. ПЛАН. 1. Приближение праздника. 2. Покупка ёлки. 3. Изготовление игрушек. 4. Приготовление к празднику. 5. Празднование Нового года. БУКВЫ Ы-И 1. Прочти слоги и обозначь символами: ПЫ, ТИ, ЛИ, МЫ, ВЫ, БИ, ВИ, ФЫ, ЗЫ, СИ 2. ?Путаница? (разберись и подпиши предметы и действия), 4. Рассели слова в домики по образцу, запиши недостающие для создания пар слова. Образец: сады — садики. Слова: банты, винтики, носы, плоты, усики, кустики, ходики, зонты. 5. Рассмотри модели слов, составь слова, объясни их значение. Составь и запиши два предложения с любой парой слов. 6. Исправь ошибки в словосочетаниях. белие пушынкы лёгкые пушинкы дружние малиши острые клыкы 7. Рассмотри картинки и, распределив их в три столбика, обозначь звуки перед буквами И—Ы. 8. Прочти предложения. Выпиши сначала слова с буквой Ы, а затем с буквой И. У папы мыло. В саду растёт слива. В лесу было сыро. У Миши карандаши. Куры роют грядку. Ночью в лесу выл волк. 9. Спиши, вставляя буквы Ы—И. *з труб* *дет густой д*м.У маш*н* нов*е ш*н*. 3*мой р*ба ушла на дно рек*.М*ша и В*тя — мал*ш*. Н*на сама собрала в лесу р*ж*к*. 10, Спишите текст, вставьте буквы Ы—И. В ОГОРОДЕ На грядках поспел* овощ*: огурц*, пом*дор*, лук. Н*на собрала пом*дор* в ящ*к. М*ша собирал огурц* в корз*ну. Дет* отнесл* овощ* в подвал. 11. Составь рассказ-описание по предметной картинке. МЯГКИЙ ЗНАК 1. Прочитай стихотворение, угадай последнее слово и запиши его. Обозначь мягкость согласной перед Ь. а) Без ключа ты мне поверь, Не откроешь эту _______ б) От зубастых щук таясь, Стороной проплыл______ б) Все играли, а вратарь В это время грыз _______ г) В ночь — мороз, с утра — капель, Значит на дворе _______ 2. Подпиши картинки. Обозначь Ь и согласные перед ним. 3. Образуй слова по схемам и запиши их (выбери только те слова, которые существуют). КУЛЬОГОНЕЛЬБОЛЬ 4. Соедини слова со схемами. 5. Нарисуй схемы к словам. 6 Образуй по схемам словосочетания и запиши их. 7, Закончи предложения по смыслу, используя слова. Солю, семья, льют, семя, солью, лют. а) Грибы мариную, а огурцы… Картофель сварю, потом воду… б) У нас большая дружная… В тепле быстро проросло арбузное… в) Осенью часто дожди… Голодный волк очень… 8. Помоги паровозу добраться до станции. Найди, где спрятались слова с Ь. Запиши их. 9. Наши предложения, закончив их словами, которые заменены картинками У папы новое________________________ . Бабушка сидит на_______________. В саду зелёная _______________________. На столе лежит_______________________. В саду сажают________________________ . С____________опадают_____________________. 10. Проверь работу Буратино. ТВЁРДЫЙ ЗНАК 1. Вставь буквы Ь и Ь. 2. Образуй слова по схемам, запиши их. Обозначь правописание Ъ. 3. Прицепи вагоны к нужным паровозикам. t Напиши слова в следующем порядке: а) с мягким знаком на конце; б) с мягким знаком в середине (смягчение); в) с мягким знаком в середине (разделение); г) с твёрдым знаком. Слова: пис• мо, под•ёмный, под•езжали, здоров•е, начал•ство, несчаст•е, ненаст•е, с•едобное, нес•едобное, печ• , ноч•, рыс•, казн•, жил•ё, звер•ё, с•езд, под•езд, гвозд• , част•. 5. Придумай и запиши предложение по картинкам. 6. Чья мордочка? РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА Простые и сложные формы звукового анализа 1. Посмотри на картинки и запиши 1-й гласный звук в слове. 2. Прочти слова и обозначь гласный звук. а) куст . б) мышь в) лес сок ночь зуб пол тишь шил лук пыль жук сад стол внук рот столб боль рис хлеб - мел 3. Напиши гласную букву слова в квадратик. 4. Выдели согласный в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой. 5. Найди загадочную букву (обозначь кружком). 6. Напиши около каждой картинки количество звуков, которое слышится в данном слове. 7. Составь слово из первых букв других слов. 8. ?Буквы убежали? . 9. Собери слова. Б, К, А ______ Р, К, У, А________. 3, Б, А, О, Р______ Д, М, О______ С, У, Т, Л________ К, М, О, А, Р_____ Р, Г, А, О ____ М, А, К, Р, А_____ Н, И, К, А, Т_____. 10. Найди в каждом слове несколько других. Запиши. 11. Фокусник (преврати одно слово в другое). 12. Найди ошибку. Образец: карндаш(а). забр( )_____________ тетрад( )_________ сткан( )____________ коната( ) ________ прамида( )_________ тгрёнок( ) _______ 13. Найди букву, порядковый номер которой соответствует данной цифре. ' РЫСЬ -> 2 ( ) ПАЛАС -> 3 ( ) КОНЬ -> 3 () ТЕАТР > 4 () РОЗЫ -> 4 () СЕМЬ -> 2 () ЛИВЕНЬ -> 7 () КНИГА -> 6 () 14. Подбери несколько слов под схему. Л _ _ _ Р _ _ _ 3 _ _ _ К _ _ _ 11 Собери из рассыпанных букв слова. 16. Допиши слово. 11 Прочитай, что здесь зашфровано? 18. Вставь пропавшую букву в слово. 20. Помоги буквам встать на свои места. ИЛГА РЫС НИКВЕ ЧАТУ 21. Подбери к слову схему (соедини стрелочками). 23. Собери слово из первых букв. 24Соедини слова, которые отличаются только одной буквой. КОТ ЭКРАН УСЫ ШУТКА УТКА КРОТ УЖИ БУСЫ КАСКА ЛУЖИ КРАН КРАСКА Образец: сто — стол. 25. Собери слово из первых звуков. 26. Узнай имя мальчика по первым звукам. 27. Запиши в прямоугольниках только гласные Образец: 28. Отгадай и запиши слово. 31. Расставь буквы по порядку и составь слово (рассмотри внимательно картинки-подсказки). а) К, Т, А, К, О^>____ б) Р, Б, К, Ы, А ^____ в) Ч, Р, В, Е, Я. К-> г) С, Л, Н, Ц, Е, 0^ д) Б, Н, Т, И, А, К^ СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ 1. Прочитай слоги, обозначь гласные звуки. КО AM ДЫ АСТ ЛОК РЫОС СТО УМ РОТ Найди среди слогов слова 2. Прочти слова и запиши первый слог. ОЛЯ _______ АНЯ________ ЭТОТ_________ ОКНА______ ЭХО________ ЕЛЬ__________ УШИ ______ ЯМА________ ЁЖ___________ 3. Подели слова на слоги. Образец: кот, до—ма ... Слова: зуб, коза, дом, суп, лак, лиса, нора, пора, кот, рыба, шина. Подчеркни пары похожих слов. 4. Составь схемы слогов. 5. Составь схемы слов (звуковые). 6. Рассмотри картинки. Запиши только гласные по слоговой схеме. Образец: сады (а/ы). 7. Спустись по лесенке. Придумай и запиши по 3 слова, которые начинаются со слогов СА- или МУ-. 1-ые слова должны состоять из 2-х слогов, а далее все длиннее и длиннее. Запиши их, деля на слоги. 8. Продолжи цепочку из слов так, чтобы последний слог предыдущего стал началом следующего слова. а) РА - БА, БА - РАН, РАН -_________________ б) КА - ША, ША - РЫ, РЫ -___________________ в)ДО-МА, МА-_________________________________ г) ЛО - СИ, СИ - __________________________________ 9. Подбери слова под схемы. Слова: слон, степи, журавли, сено, кошка, лапки, аист, тигр, лист, брови, заяц, листочки, колбаса, чемодан, январь, комната, март. Подчеркни разными цветами те слова, которые можно сгруппировать по общему признаку. 10. Найди ошибку и исправь её. 11. Отгадай ребусы, запиши слова и подели их на слоги. 12. Впиши в пирамиды слова, количество слогов, в которых соответствует определенной цифре. Образец: 1 — кот 2 — каша. 13. Расставь цветы в вазы, поделив их на слоги. 14. Подели верно овощи и фрукты на слоги, и тогда они поспеют (раскрась их). 15. Помоги парашютистам спуститься. 16. Вставь букву и преврати слово в другое. Подели на слоги. РЕПА (К) -? РЕПКА (РЕП - КА) БЛОК (Е) -?___________________ КОШКА (Р) -?_________________ ГАЗ (Л) -?_____________________ ПЕНА (Л) -?___________________ 17. Где слово, где слог? ПЛАТОК ТИ ША ГА ХО УС КУ ПОЛ ТОН У ПЕ ДО ФИ РИС ДОН ДЯ ТОМ ТУ Выпиши сначала слоги, а затем слова. 18. Поймай рыбку и отпусти в нужное ведёрко. Слова с одним слогом — в первое ведро, а слова, в которых два слога, — во второе. Вспомни другие названия рыб и запиши, деля их на слоги. 19. Поменяй слоги местами и прочитай слова. Образец: НАШИ - ШИНА. ДЫРА -______________ НАВЕС -_____________ КАБАН -_____________ КАКОЙ -____________ НАСОС -_____________ КАЧАЙ-_____________ НОРА -______________ ЖИЛЫ -_____________ КАМЫШИ -__________ 20. Запиши слова под соответствующие схемы. Слова: заяц, море, шуба, ёлка, маяк, усни, юбка, река, лето, ярко, поел, ямка, лает, поле. 21. Запиши предложения, поделив на слоги. а) Было лето.____________________________ Таня рада. ____________________________ б) Пером пишут.________________________ Ножом режут.________________________ в) Маша лепит.________________________ Гусак шипит.__________________________ УДАРЕНИЕ 1. Подпиши картинки. Поставь ударение в словах. Соедини парные слова. 2. Запиши ударную гласную в словах. Образец: Коля (о), маки (а) ... Слова: а) Вова, Рома, Лена, Рита, Оля, Ира. б) липа, сани, козы, дома, парты, норка. в) корова, работа, лопата, забота, Марина. г) голова, робот, силачи, коридор, помидор Объясни значение слова норка: 3. Запиши ударный слог в словах-картинках. Назови их одним словом. 4. Вспомни части туловища человечка и запиши только ударные слоги в этих словах. 5. Подбери слова под ритмический рисунок. РЫБА СТАКАН РУКА КУРИЦА БАБУШКА ТЕЛЕФОН РАКЕТА СНЕГА ПЕТУШОК РЕБЁНОК КАЛЕНДАРИК САРАФАНЫ ГОРЕ ПОЛОЖИ СОКИ РАССКАЖИ ЗАЯЦ ЗЕБРА ЛИМОНЫ ЛОСКУТ Объясни значение слова лоскут. Зашифруй словосочетание. Образец: зелёная кофта Э е + о. зимний вечер (_______) тихий вечер (_______) короткий пояс (_______) знойное лето (_______) яркая шляпа (_______) тигровая шкура (_______) лёгкий ветер (_______) открытое окно (_______) тяжёлый портфель (_______) интересный урок (_______) 7. Отправь загадочную телеграмму. Образец: Петя посадил два куста, (е и а а). • Скоро наступит Новый год. (___________________________) • Дети пошли в театр. (__________________________________) • Из сарая слышно мычание коровы. (_____________________) • Миша обошёл открытый люк. (_________________________) • Я увидела в окне бабушку. (____________________________) • Катя пила грушевый сок. (_____________________________) 8. Вспомни героев сказок и запиши их имена, деля на слоги. Поставь ударение в словах. 9. Запиши графически предложения. Образец: Паучок плетёт паутину. (ххХ хХ ххХх) • Летела мимо птичка. (____________________________) • Сплёл он и замер. (______________________________) • Задела птичка сети паука. (_______________________) • Паучок подумал, что это муха. (___________________) • Обрадовался. (___________________________________) • Посмотрел, а там никого. (_______________________) 10. Составь предложения, используя схемы и слова. Образец: Лисица, жёлтого, поймала, цыплёнка. хХх хХх Ххх хХх Лисица поймала жёлтого цыплёнка. а) На, следы, снегу, зайца, видны. (- хХ хХ хХ Хх) б) Маша, в, поставила, вазу, цветы. (Хх хХхх- Хх хХ) в) На, кричат, гуси, сильно, улице. (- Ххх Хх хХ Хх) г) В, постучал, кто-то, дверь. (- X Хх ххХ) д) Балконе, на, расцвели, флоксы (- хХх ххХ Хх) 11. Прочти предложение и составь его схему. Образец: Мама кормит кур -? Хх Хх X. 1. Оля пасёт корову. 2. На улице идёт дождь. 3. Саша кормит щенка. 4. Бабушка подарила внучке куклу. 5. Зайчик залез в норку. 12. Прочти предложение с разной интонацией. Образец: Кролик ГРЫЗ капустный лист. КРОЛИК грыз капустный лист. Предложения: а) Ёжик несёт лесное яблочко. б) Маша попала в избушку медведей. в) Даша рисует цветными карандашами. * Начерти схемы этих предложений. HYPER13PAGE HYPER15 1 С З С З К К СЛ.КОТЬ К.ТОК Л.ПК. ГЛ.ДЕТЬ КР.СИТЬ Т.НУТЬ Т.ЩИТЬ ГЛ.ЗНОЙ ОЧИЩАТЬ УГОЩАТЬ ВЕРТЕТЬ КАЧАТЬ ЗАМЕЩАТЬ КИДАТЬ ЛЕТАТЬ СМОТРЕТЬ ПИЩАТЬ ПРОВОЖАТЬ провожать РУЖЬЕ ЗВЕНЬЯ КИСЕЛЬ КРЫЛЬЦО ГРЯЗЬ КУЗЬМА МЕБЕЛЬ ДАРЬЯ ПЛАТЬЯ КОНЬКИ ОСЕНЬ СТУЛЬЯ ПИТЬ МЫТЬ БИТЬ он мы они ШИТЬ ВИТЬ ЛИТЬ С • ЕЛ ОБ • ЯВЛЕНИЕ С • ЁМКА С • ЕЗД В • ЕЗД В • ЕХАЛ Л • ЁТ П • ЕСА ЗАБ • ЁТ ТРЕТ • Я ЛИС • Я В • ЁТ • ОТ • УК БА • ЛО • ОТЬ КА • ОШИ ЛА • ОШКИ РУБА • КИ КРОТ БРАК ГРОМ ТОРТ СТОЛБ СТОН ГРОЗА СТОЛ X х х X X х х х X х х х X
https://studsup.ru/