Файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Имя файла
autoref_shabataeva.doc
Дата
2022-10-19 01:55:41
Описание
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Количество скачиваний
114

Предпросмотр:

На правах рукописи Шабатаева Полина Борисовна ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика; предпринимательство АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону - 2006 Диссертация выполнена в ФГОУ ВПО ?Северо-Кавказская академия государственной службы? Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Игнатов Владимир Георгиевич Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Кобилев Алексей Геннадьевич кандидат экономических наук, доцент Зотова Татьяна Алексеевна Ведущая организация: ГОУ ВПО ?Северо-Кавказский Государственный технический университет? Защита состоится ?20? ноября 2006 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета К 502.008.02 в ФГОУ ВПО ?Северо-Кавказская академия государственной службы? по адресу: 344002, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, ауд. 210. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО ?Северо-Кавказская академия государственной службы?, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70. Автореферат разослан 19 октября 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, доцентИ.С. Харченко ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Социальный вектор развития страны, выдвинутый в трансформируемой России в качестве приоритетного и предполагающий формирование социальной государственности, социальной рыночной экономики и эффективного использования ресурсов человеческого капитала, определяет первостепенность формирования сектора малого предпринимательства. Являясь не только основным структурообразующим фактором рыночной экономики, важной движущей силой ее развития, но и социально значимым элементом общества, обеспечивающим оперативное использование высвобождаемых и неиспользуемых трудовых ресурсов, активизирующим инициативную деятельность населения, малое предпринимательство положительно воздействует на все социально-экономические процессы в развитых странах. С момента начала трансформации российский малый бизнес стал важнейшим стабилизирующим фактором экономики. Активно развиваясь в стесненных, обструкционных условиях, сектор малых субъектов хозяйствования сглаживал назревавшие социальные конфликты, задействуя высвобождаемых работников в реструктурируемой экономике; способствовал формированию конкурентной среды. Тем не менее, неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства – непостоянство законодательства, неразвитость инструментария государственной политики регулирования развития малого предпринимательства, чрезмерное налоговое бремя, общая бюрократизация экономики и общества – стали стержневой причиной крайне низкой динамики роста данного сектора. На современном этапе развития малое предпринимательство, отраслевая конституция которого не отвечает современным тенденциям мирового хозяйства и приоритетам российской экономики, пока не проявило потенциал системного воздействия на структурные подвижки в экономике страны, не смогло достичь уровня стран с развитой рыночной экономикой по вкладу в производство общественных благ, созданию рабочих мест. Острота вопроса неэффективности существующей государственной поддержки представляется несомненной в определении дальнейшей перспективы устойчивого развития малого бизнеса в свете возможности вступления России в ВТО. В связи с этим приобретают актуальность и особую значимость исследования в области разработки экономических решений, связанных с совершенствованием государственного регулирования развития малого предпринимательства на макро- и на региональном уровнях. Степень научной разработанности проблемы. Проблема сущности предпринимательства, как экономического феномена, нашла свое отражение в работах А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Р. Кантильона, А. Маршалла, М. Вебера, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Ф. Найта, М. Фридмена, Л. Эрхарда, К. Макконелла и др. Анализу сущности и экономического содержания, организационно-правовых форм, этапов эволюции в современной России, а также социально-экономической значимости сектора малого предпринимательства посвящены работы О. Акимова, А. Блинова, А. Виленского, В. Генералова, Л. Колесниковой, М. Лычагина, Т. Обыденновой, Д. Одретч, В. Рубе, Ю. Савченко, Д. Стори, А. Чепуренко. Макроэкономические факторы развития малых предприятий в современной России, формирование инструментария государственного регулирования субъектов малого бизнеса, а также опыт адаптации научных и технологических парков, бизнес-инкубаторов глубоко исследуют О. Айгистова, Д. Аткинс, Т. Афанасьева, В. Буев, Е. Бухвальд, В. Горбунов, М. Еваленко, Н. Злобин, В. Игнатов, Т. Игнатова, В. Каганов, Е. Литвак, Т. Ломоносова, Э. Маркварт, С. Мигин, И. Мишурова, Е. Омельченко, А. Орлов, А. Шамрай, Ф. Шамхалов, Г. Шепеленко, О. Шестоперов, А. Шеховцов и др. Однако, несмотря на широкий круг ученых и практиков, изучающих различные аспекты малого предпринимательства, обращает на себя внимание необходимость модернизации исследования проблем определения критериев российских малых предприятий и их роли в разработке целенаправленной эффективной государственной политики поддержки, существует дефицит исследований, посвященных анализу формирования института собственности и его защиты в сфере малого предпринимательства. Отдельные вопросы, проработанные в значительной мере, остаются до настоящего момента дискуссионными. Это относится к вопросам формирования эффективного инструментария государственной поддержки малого предпринимательства, создания бизнес-инкубаторов, представляющих механизм ускоренного селективного развития хозяйствующих субъектов. Значимость данных вопросов и недостаточность их разработки обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку ее цели и задач. Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических предпосылок, методологических положений и практических рекомендаций по формированию эффективного инструментария государственного регулирования развития малых предприятий. Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач: - доказательство влияния обоснованного выбора критериев дифференциации субъектов предпринимательства на формирование эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства; - аргументация социально-экономической роли малого предпринимательства в реализации экономической политики; - проведение анализа эволюции сектора малого предпринимательства в посткризисный период и определение его состояния и перспектив на современном этапе развития; - выявление детерминирующих факторов принятия решений по развитию малого предпринимательства на различных уровнях управления; - обоснование необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования малого предпринимательства в условиях рыночного хозяйства и определение направлений основных форм, методов и инструментов такого воздействия, в т.ч. нормативно-правового регулирования, финансово-кредитных и налоговых инструментов; - доказательство роли бизнес-инкубатора как катализатора экономического развития региона, способствующего развитию малых предприятий; - формулирование методологических основ и рекомендаций по формированию программы целенаправленного развития сети бизнес-инкубаторов на территории региона (на примере Ростовской области). Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства, их структура и динамика в период трансформации экономики и макроэкономические факторы, определяющие их развитие на современном этапе развития экономики. Предметом исследования выступают теоретические и методологические основы и инструментарий регулирования и поддержки малого предпринимательства. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили теоретические положения и концепции, представленные в классических и современных работах зарубежных и российских экономистов и социологов в области развития малого предпринимательства: неоклассическая теория поведения фирмы, теория малого размера, институциональная теория фирмы и прав собственности. В процессе исследования были использованы методы системного и структурно-функционального анализа, сравнительный метод, методы статистических группировок, прогнозных оценок и т.д. Информационно-эмпирической базой исследования послужили законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность на различных управленческих уровнях, статистические данные Госкомстата РФ, Ростовского областного государственного комитета статистики, аналитические материалы, материалы международных и отечественных конференций по проблемам государственного регулирования малого предпринимательства, данные периодической печати и Интернет. Положения диссертации, выносимые на защиту: Существующая в российской практике классификация субъектов предпринимательской деятельности не отражает экономической сущности данного сектора экономики ввиду объединения в одну размерную группу предприятий, различных в существенных моментах функционирования. Поэтому основой разработки дифференцированной политики поддержки и регулирования деятельности малого предпринимательства должна стать сегментация сектора предпринимательства на микро-, малые и средние предприятия. Данная группировка основывается на комбинированном подходе, определяющемся сочетанием количественных (число работников и степень экономической самостоятельности) и качественных критериев, обусловленных восприятием проблем функционирования каждой такой группы. Социально-экономическая роль малого предпринимательства в современных условиях определяется не только количественным преобладанием его субъектов, но и его функциональной ролью, использованием преимуществ эффекта малого масштаба. Малые предприятия, выполняя социальную роль: увеличение занятости населения, формирование среднего класса и вовлечение в процесс общественного воспроизводства социально уязвимых групп, способствуют генерации экономической среды, сокращая государственные расходы на социальную защиту, формируя стабильный источник бюджетных доходов, стабилизируя рынок, диверсифицируя экономику. Поэтапный динамический анализ нового рыночного уклада и сектора малого предпринимательства начала переходного периода позволяет выделить макроэкономические причины, определившие особенности формирования, темпы и структуру данного сектора. Так, цели программы малой приватизации, ориентированные на приватизацию объектов общественного питания и розничной торговли, обусловили количественное доминирование этого сектора над другими в несколько раз; законодательное изменение критериев малого предпринимательства привело к переводу ряда предприятий в ?теневой сектор?; неблагоприятные демографические изменения, носившие явный характер утечки умов, сократили число потенциальных предпринимателей. Оценка возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства на современном этапе должна основываться на взаимосвязи с общими тенденциями развития экономики страны, положительными в последние 2 года (экономический фактор); возможностью вступления России в ВТО, способного не в лучшую сторону изменить положение российского производственного малого бизнеса (институциональный фактор); принятием в перспективе Федерального закона ?О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации?, предусматривающего расширение сектора государственной поддержки (политический и правовой факторы); противоречивыми социальными трендами, обусловленными депопуляцией населения и постепенным ростом благосостояния населения (социальный и демографический факторы). Учитывая макрофакторы развития малого предпринимательства, для обеспечения достойного участия России в международном разделении труда и устойчивой позитивной динамики российских регионов необходимо создание эффективной инновационной инфраструктуры. Определяющей в данном аспекте стала бы разработка и реализация органами власти отдельных программ по формированию сети инновационных и технологических бизнес-инкубаторов, формирование венчурных фондов для поддержки инновационного малого предпринимательства. Первостепенными направлениями государственного стимулирования развития малого предпринимательства на макроуровне выступают: - завершение на практике реализации политики ?одного окна? при регистрации субъекта малого предпринимательства; - осуществление целенаправленной поддержки в области доступа малых хозяйствующих субъектов к государственным и муниципальным заказам; - налоговое стимулирование (применение всех специальных налоговых режимов на добровольной основе, предоставление льгот инновационным предприятиям, малым стартовым предприятиям, занимающихся инновационной деятельностью); - финансово-кредитное стимулирование (разработка и реализация программы кредитных гарантий, обеспечивающих разделение риска между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; создание системы эффективных налоговых стимулов для банковского сектора, побуждающих к работе с субъектами малого предпринимательства; разработка системы венчурного финансирования научно-технических малых предприятий); - создание широкого круга эффективных собственников, активное вовлечение представителей малого предпринимательства в приватизационные процессы, предоставление права первоочередного выкупа арендуемых помещений. Научная новизна результатов исследования заключается в определении принципиальных основ формирования государственной политики развития малого предпринимательства, формулировании основных направлений совершенствования механизма и инструментария его регулирования. Полученные в процессе исследования отдельные элементы новизны представлены следующими положениями: - обоснована очередность и описана модель использования критериев отнесения предпринимательства к микро-, малому или среднему: общие качественные; специфические российские качественные; общие количественные; специфически российские институциональные при продвижении от внутренних к внешним критериям и приоритете специфических российских критериев; - проведена классификация преимуществ малого предпринимательства в реализации инновационной и социальной функций, что позволило раскрыть его роль в вовлечении трудовых ресурсов, не относимых к категории ?рабочая сила?, и получении ?эффекта малого масштаба? в процессе экономии на стоимости создания рабочих мест, высокой оборачиваемости средств и гибкости управления; - выявлены институционально-экономические факторы развития малого предпринимательства в России: приватизация государственного и муниципального имущества; либерализация и стимулирование развития потребительского рынка; макроэкономическая стабилизация, создавшие возможность формирования устойчивых деформаций сектора малого предпринимательства, при этом показано, что косвенные факторы реформирования играли в 90-е гг. большую роль, чем прямая государственная поддержка; - доказана взаимосвязь отраслевой структуры малого предпринимательства в посткризисный период с деформациями начального этапа его развития: разрушение производственных связей; низкая жизнеспособность малых промышленных предприятий; слабая государственная поддержка, и даны рекомендации по преодолению негативных тенденций путем развития бизнес-инкубирования предприятий в сфере науки, инноваций, финансов, малого производства; - дана пофакторная оценка взаимного влияния позитивной динамики малого предпринимательства на макроэкономические показатели через экономический, институциональный и социальный векторы; - разработан алгоритм программы создания сети бизнес-инкубаторов в Ростовской области и организации ее работы, включающий этапы: предварительный – анализ уровня развития малого предпринимательства территории, определения целей, задач, этапов и планируемых результатов программы; организационный – назначение координаторов проекта и определение источников финансирования; управленческий – создание и осуществление контроля за бизнес-инкубаторами. Теоретическая и практическая значимость. Теоретические выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем управления развитием малых предприятий; могут включаться в исследовательские проекты; использоваться в ВУЗах при преподавании таких дисциплин, как ?Предпринимательство?, ?Государственное регулирование экономики?, а также в системе подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса и органов государственного управления, занимающихся проблемами малого предпринимательства. Отдельные результаты диссертационного исследования могут быть использованы для выработки мер налоговой и финансово-кредитной политики в отношении субъектов малого бизнеса, для разработки программ государственной поддержки малого предпринимательства, а также могут быть приняты за основу региональной политики бизнес-инкубирования малых форм хозяйствования. Апробация результатов исследования. Результаты исследования использованы автором при чтении курсов ?Государственное регулирование экономики? и ?Экономическая теория? в Донском государственном техническом университете, докладывались на научно-практических конференциях в Северо-Кавказской академии государственной службы в 2005-2006 гг. Публикации. По результатам работы опубликовано 6 работ общим объемом – 2,7 п.л. Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, изложены положения выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе диссертации – ?Типология малого предпринимательства и его функции в рыночной экономике? рассмотрена социально-экономическая сущность предпринимательства, выделены наиболее существенные черты малого предпринимательства и описана модель использования критериев отнесения предприятия к микро-, малому или среднему, а также обоснована социально-экономическая роль малого предпринимательства в рыночной экономике. Понятие малого предпринимательства при всей его кажущейся простоте и очевидности в теоретическом и методологическом плане, все еще является дискуссионным, требующим уточнения, конкретизации и ясности. То есть проблема выделения категории ?малое предпринимательство? может быть сформулирована следующим образом: по каким критериям, наиболее существенным и объективным признакам, фирма, как рыночная структура, может классифицироваться как малая. Установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу, и т.о. определение объекта государственной поддержки, является принципиальным моментом при анализе состояния малого предпринимательства, а также при разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, имеет существенное значение нахождение баланса между четкостью обозначенных границ всего сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех представителей малого и среднего предпринимательства, и гибкостью в критериях. Анализ систем классификации субъектов предпринимательства на различные размерные сегменты в развитых странах, основанных, как правило, на комбинации количественных (число занятых на предприятии, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов) и качественных (правовая независимость, небольшой рынок сбыта, несистематичный менеджмент, менее развитые системы управления, административных процедур и технологий, сравнительно ограниченные ресурсы и мощности) критериев, позволяет констатировать алогичность и неэффективность критериев малого предпринимательства в российской практике, не учитывающих внутренней и внешней специфики его функционирования. Законодательное выделение субъектов малого предпринимательства по численности работников с отраслевой дифференциацией (от 30 до 100 человек в зависимости от отрасли) применимо лишь для малых фирм - юридических лиц, не затрагивая индивидуальных предпринимателей, численность занятых работников у которых может превышать вышеуказанные количественные ограничения. Отсутствие в нормотворчестве критериев идентификации микро- и среднего предприятий, и тем не менее их перманентное аналитическое объединение с малыми, отличными от них в отдельных моментах функционирования и остроте восприятия внешних проблем, усиливающихся по направлению: предприятия свыше 50 человек – предприятия до 15 человек; не позволяет эффективно применять политику государственной поддержки, сделать ее дифференцированной, в случае с малыми предприятиями, сделав акцент на усиление их социальной функции, а применительно к средним - на их производственные возможности. Применение же таких количественных критериев, как объем хозяйственного оборота и стоимость активов, на наш взгляд, на данном этапе развития предпринимательства в России неоправданно. Являясь, как правило, основой для расчета налогооблагаемой базы, стоимостные критерии, и выручка в том числе, подвержены искажению, а потому не отражают реальное состояние бизнеса. Установление стоимостных критериев станет для бизнеса дополнительным стимулом по их искажению, и явится причиной стагнации малых предприятий. Поэтому существенным моментом в решении вопроса категориальной определенности малого предпринимательства является выработка алгоритма, предписывающего, как и в какой последовательности сформировать конечную систему критериев малого предпринимательства, определяемую специфическими российскими закономерностями и условиями развития как экономики в целом, так и конкретно данного сектора, учитывающую в равной степени качественные и количественные критерии (Рис. 1). В диссертационном исследовании проанализированы социально-экономические функции малого предпринимательства, обоснована его эффективность, т.е. соотношение социально-экономического эффекта к затратам по его достижению для выполнения поставленных целей, его более высокая результативность в решении ряда социально-экономических задач в сравнении с другими формами организации производства. Автором отмечено, что в таких отраслях, как розничная торговля, общественное питание, легкая и пищевая промышленность, характерных для сегмента малого предпринимательства, крупные предприятия мало эффективны, что может быть объяснено с позиции концепции ?минимально эффективного размера предприятия?, т.е. наименьшего объема выпуска, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. В выше перечисленных отраслях с ростом размеров компании положительный эффект масштаба (ситуация, при которой рост объема выпуска опережает рост используемых факторов производства) быстро исчерпывается и незамедлительно сменяется отрицательным эффектом, обусловленным усложнением управления, организации и контроля за деятельностью компании. В такой ситуации минимально эффективный размер определяется небольшим объемом производства. Малое производство экономичнее за счет более эффективного использования следующих внутренних факторов: - Производственный фактор. У малых предприятий, по сравнению с крупными, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше Рис. 1. Модель поэтапного использования критериев отнесения предприятия к микро-, малому и среднему используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. - Организационно-управленческий фактор. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления; способны к быстрым и эффективным переменам в производственном аспекте; оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. - Личностный фактор внутренней эффективности малого предприятия. Вследствие объединения в одном лице собственника и управленца - руководители малых предприятий имеют более высокий, чем руководители крупных предприятий, уровень личной мотивации в повышении эффективности работы предприятия, более заинтересованы в главном результате деятельности своей фирмы, а именно, в максимизации прибыли. Данные преимущества малых предприятий в конкретных отраслях экономики определили целесообразность введения понятия эффекта малого масштаба, суть которого состоит в достижении внутреннего (микроэкономического) эффекта: минимизация долгосрочных средних издержек при малом объеме производства за счет экономии на стоимости создания рабочих мест, высокой оборачиваемости средств, гибкой и эффективной системы управления; и реализации за счет него внешнего (макроэкономического) эффекта, заключающегося в максимальной результативности при минимизации затрат в решении таких социально-экономических задач, как: создание большего числа рабочих мест, вовлечение в процесс общественного воспроизводства социально уязвимых групп населения, формирование ?среднего класса?, проектирование и внедрение большего числа инноваций, чем крупными предприятиями, стабилизации рынка за счет вовлечения в оборот местных сырьевых ресурсов, повышение качества и уровня жизни населения, сглаживание социальных конфликтов, сокращение государственных расходов на социальную защиту. Проведенный в диссертации анализ показал, что такой резонансный эффект малого предпринимательства в развитых странах достигается благодаря взвешенной целенаправленной политике государства. Однако в России эта закономерность не видима. Вышеперечисленные преимущества на микроуровне должны приводить в итоге к экономической эффективности самих малых предприятий. Дестимулирующая налоговая политика, высокие трансакционные издержки приводят к нарастанию валовых затрат фирмы. Невозможность достижения эффекта малого масштаба микроуровня не позволяет малым российским предприятиям оказать положительного социально-экономического эффекта (занятость населения в этом секторе экономики в 2004 году составила 16,1%, с учетом занятых в крестьянско-фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – 25,3% против 50-70% в странах с развитой рыночной экономикой). Во второй главе диссертации – ?Роль малого предпринимательства в макроэкономической структуре современной России? проведен поэтапный динамический анализ сектора малого предпринимательства в переходный период, а также выявлены институционально-экономические факторы его развития на современном этапе. Положение малого предпринимательства в системе макроэкономических взаимосвязей находится в прямой зависимости от структуры данного сектора и национальной экономики в целом. Анализ динамики формирования сектора малого предпринимательства, тесно взаимосвязанной с общими тенденциями развития экономики страны, позволил автору выделить этапы его развития (Рис.2.), обусловленные различными макроэкономическими факторами. I этап (1987-1991 гг.) - период быстрого и легкого накопления капиталов, либерализации и спонтанной приватизации, определивший стремительный рост числа малых и средних предприятий, развитие производства дефицитных товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. II этап (1992-1994 гг.) охарактеризовался экономической либерализацией на макроуровне и самыми высокими темпами роста числа малых предприятий, обусловленными плановой широкомасштабной (ваучерной) приватизацией, и численности занятых на них (в 1993г. примерно на 1 млн. человек возросло число полностью занятых в секторе Рис. 2. Динамика изменения абсолютного числа малых предприятий, тыс. единиц малого предпринимательства, достигнув рекордной величины в 8,63 млн. человек, занято 13% активной рабочей силы). Анализируя данный этап развития малого предпринимательства в России, автор приходит к выводу, что на развитие сектора малого предпринимательства и на формирование его структуры в начале 90-х гг. основное влияние оказывали косвенные факторы (отраслевые приоритеты приватизации, тенденция к концентрации капитала и т.д.). Прямые же методы, реализуемые через нормативно-правовые акты, законы, целевые программы, призванные определять непосредственные векторы развития, носили лишь декларативный характер. В такой ситуации положительные тренды основных показателей сектора малого предпринимательства не могут рассматриваться как долгосрочные, а лишь как временные, случайные. На III этапе с 1995 по 1997гг. макроэкономическая ситуация начала стабилизироваться, сопровождаясь всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Однако количество малых предприятий в этот период сократилось, чему автор находит следующие причины: - трансформация системы критериев определения субъектов малого предпринимательства. Данные изменения повлияли на переход большого числа малых предприятий, не соответствующих требованиям новой классификации, в ?теневой сектор? экономики, что способствовало подрыву эффективности системы статистического учета; - приватизационные процессы. Программа малой приватизации способствовала формированию и развитию малых торговых предприятий и предприятий общественного питания, что обусловило гипертрофированное превышение доли этих сфер над отраслями науки и научного обслуживания; - демографические изменения, характеризующиеся притоком неквалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья и отток в развитые страны населения с высшим образованием, являвшимся тем неиспользованным резервом развития малого предпринимательства и всей страны в целом; - резкое сокращение количества сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью и исчерпанием психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей предпринимательской деятельности. Экономический кризис 1998 г. привел к общему обострению и реструктуризации основных проблем малого предпринимательства, распаду институциональной структуры его государственной поддержки (IV этап - 1998-2000 гг.). Тем не менее, в диссертации отмечается, что кризис создал малому бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий, способствовал давно ожидаемому притоку капитала в производственный сектор. Сейчас может быть выделена пятая стадия развития МСП, так как положительные последствия девальвации 1998 года кончились еще к середине 2000 года, когда рубль начал укрепляться. Далее в диссертации обосновывается важность регионального аспекта развития малого предпринимательства, принципиальную роль в котором играет использование местной инициативы, способной обеспечить разнообразие путей решения проблем преодоления современных экономических трудностей; проводится анализ развития малого предпринимательства в разрезе федеральных округов, на основании которого автором выделяются факторы дифференциации в уровнях развития малого предпринимательства: - различный предпринимательский потенциал, ресурсы, производственные возможности для реализации предпринимательства; - степень проработанности программ поддержки малого предпринимательства и нормативной базы; - состояние материально-технической базы; - уровень потребительского платежеспособного спроса; - степень развитости отношений собственности, темпы приватизации на всех этапах реформ; - климатические условия и демографический фактор; - культурный и образовательный уровень населения; - отношение властей и общества к малому предпринимательству. Автором отмечается, что оценка возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику страны должна основываться на важных нижеприведенных факторах: Экономический фактор определяется общими тенденциями развития экономики страны, состоянием бизнеса, оценкой его перспектив в будущем, и также связан с воздействием состояния экономики на развитие малого предпринимательства. Автором на основании анализа приведенных в диссертации статистических данных отмечается, что темпы дальнейшего развития сектора малого предпринимательства должны стабилизироваться, причем общий тренд будет оставаться положительным. Институциональный фактор. На настоящем этапе развития нашей экономики, помимо большого числа конкурентов, проникновению малого бизнеса на отраслевые и региональные рынки объективно препятствуют искусственные барьеры, связанные с бизнес-интересами администраций всех уровней, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или же иными внеэкономическими обстоятельствами. Также наиболее значимым аспектом дальнейшего развития малого предпринимательства в ближайшей перспективе может стать вступление России в ВТО, предполагаемые результаты которого могут иметь двойственный характер: - стремительное развитие малых предприятий, специализирующих на торговле импортными товарами, за счет снижения цен на них, а также развитие малого инновационного предпринимательства за счет эффективного взаимодействия с крупными иностранными компаниями; - стагнация и даже свертывание позиций российских производственных малых предприятий по причине удешевления конкурирующей импортной продукции за счет понижения тарифов и сильного износа основных фондов российских предприятий, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую новым требованиям и нормам. Политические и правовые факторы. Принятие в ближайшей перспективе Федерального закона ?О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации?, предусматривающего новые количественные критерии определения субъектов малого предпринимательства и выделение нового субъекта хозяйствования – среднего предприятия, увеличит сектор поддержки на 262% и окажет непосредственное влияние на количество данных хозяйствующих единиц и их динамику. Социальные и демографические тренды. В настоящее время в социальной сфере развиваются два фундаментальных процесса, парадоксальным образом сочетающихся друг с другом и оказывающих полярное влияние на сектор малого предпринимательства: – рост благосостояния населения – постепенное увеличение реальных денежных доходов, за счет роста реальной заработной платы; существенное расширение личного потребления населения, возросшее за последние пять лет более чем в 1,5 раза - способствует увеличению конечного потребления продукции и услуг малых предприятий, что оказывает положительное влияние на динамику развития малого бизнеса. - сокращение средней продолжительности жизни за последние пять лет на два года (в среднем 65 лет); увеличение смертности в трудоспособном возрасте, за последние пять лет – почти на четверть – наиболее важные тормозящие факторы развития предпринимательства в стране. В результате анализа данных аспектов, автор делает вывод, что для того, чтобы минимизировать негативные факторы и обеспечить благоприятные перспективы развития малого предпринимательства, необходимо эффективное административно-правовое регулирование предпринимательских отношений, которое будет способствовать повышению эффективности экономических процессов, возрастанию уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в реальный сектор экономики, обеспечению соответствия спроса и предложения, экономическому росту и национальной безопасности государства, повышению конкурентоспособности российской экономики как главного фактора роста благосостояния россиян. В третьей главе диссертации – ?Формы государственного регулирования субъектов малого предпринимательства? - предложены первоочередные направления совершенствования инструментария государственной политики развития малого предпринимательства, разработан алгоритм программы создания сети бизнес-инкубаторов в Ростовской области. Потребность в государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляющейся в соответствии с принципами обязательной, предельно полной и эффективной реализации истинно необходимых функций государственного регулирования, каузальна возникновением ?провалов рынка? (несовершенством конкуренции (высокой степенью концентрации и высокими барьерами входа на рынок), существованием внешних эффектов (экстерналий), неполнотой (асимметрией) информации. Анализируя существующие в российской практике формы и виды поддержки малого предпринимательства, диссертант приходит к выводу о необходимости их коррекции. Автором были сформулированы предложения в области совершенствования нормативно-правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства: - завершение на практике реализации политики ?одного окна? при регистрации субъекта малого предпринимательства и создание оптимальных условий для функционирования этого механизма на территории страны. Для этого необходимо создание механизма взаимодействия налоговых структур с фондами пенсионного и социального страхования, а также с органами статистики для регистрации предприятия без взаимодействия с ними предпринимателя. - внесение дополнений в Закон ?О приватизации государственного и муниципального имущества? в части предоставления исключительных прав субъектам малого предпринимательства при приватизации арендуемой ими недвижимости с целью совершенствования законодательства в области поддержки малого предпринимательства и в области приватизации, что предоставило бы субъектам малого предпринимательства дополнительный стимул развития. - внесение поправок в Федеральный закон ?О лицензировании отдельных видов деятельности? в части??установления упрощенного порядка лицензирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Анализ мирового и отечественного опыта налогового стимулирования развития сектора малого предпринимательства позволил выделить первостепенные направления совершенствования регулирования в данной сфере: - использование всех специальных налоговых режимов (в частности единого налога на вмененный доход) на добровольной основе; - введение в налоговое законодательство льгот по налогообложению для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (даже для использующих специальные режимы), осуществляющих инвестиции в отечественное оборудование, в собственные капитальные активы, в виде сокращения налога (налога на прибыль или единого налога) в зависимости от суммы вложенных средств. - предоставление налоговых льгот вновь сформировавшимся малым предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью, в виде сокращения величины налога в первые несколько лет существования; -необходимо ввести в Федеральный закон ?О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ? утратившую ранее силу статью, касающуюся льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства в части гарантирования неизменности налогового законодательства в течение четырех лет с момента государственной регистрации; а так же статью 10, касающуюся права применения ускоренной амортизации. - разработать и внести поправки в Федеральные законы ?Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности?, ?О налоге на вмененный доход?, касающиеся ведения субъектами малого предпринимательства, использующими данные системы налогообложения, упрощенного бухгалтерского учета и отчетности. В качестве финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого предпринимательства автором были предложены: - на федеральном, а так же региональном уровнях разработать и реализовать программы кредитных гарантий, обеспечивающие разделение риска между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; - создать законодательство, необходимое для развития лизинга, венчурного капитала, кредитных кооперативов и других альтернативных финансовых механизмов в Российской Федерации; - поддерживать развитие кредитных союзов и кооперативов на местном и региональном уровне; - разработать системы венчурного финансирования научно-технических малых предприятий. В качестве эффективного инструмента создания новых малых и инновационных предприятий на уровне региона (Ростовской области) была предложена методологическая основа разработки программы создания сети бизнес-инкубаторов. Сеть бизнес–инкубаторов представляет собой систему бизнес – инкубирующих структур, связанных общими целями, информационными потоками и совместными действиями по развитию малого бизнеса. Программа развития сети бизнес-инкубаторов должна стать средством, с помощью которого органы власти смогут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития сектора малого предпринимательства. Необходимость в разработке такой программы, по нашему мнению, обусловлена наличием в секторе малого предпринимательства области таких проблем, как недостаточное развитие данного сектора, нерациональная структура экономики городов (чрезмерное преобладание предприятий розничной торговли и общественного питания над предприятиями научной сферы), наличие депрессивных шахтерских территорий, трудности организации и развития начинающего бизнеса и т.п. Упрощённый алгоритм программы создания сети бизнес-инкубаторов в Ростовской области и организации его работы можно представить следующим образом (Рис. 3.). По нашему мнению, основными целями создания такой программы развития сети бизнес-инкубаторов должны стать: стимулирование увеличения числа малых предприятий в Ростовской области; увеличение занятого на них населения; поощрение предпринимателей женщин и/или представителей национальных меньшинств; ускорение роста местной промышленности; формирования более диверсифицированной структуры экономики области; развитие инновационного предпринимательства в различных сферах производства; полезность для НИИ и университетов; формирование благоприятной социально-экономической атмосферы и инвестиционного климата. А также: информационная и консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства – нерезидентов бизнес-инкубаторов; Предварительный этап Рис. 3. Алгоритм программы создания сети бизнес-инкубаторов в Ростовской области и организации его работы вовлечение в оборот неиспользуемых производственных площадей. Внедрение в Ростовской области системы бизнес-инкубаторов должно способствовать: В краткосрочной перспективе (2 года): - задействование свободных производственных площадей городов области (не менее чем в 10 городах Ростовской области); - оказание содействию развитию не менее 200 малых предприятий; - создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, в том числе в инновационной сфере и в депрессивных районах; - создание бизнес-инкубаторов для начинающих малых предприятий, а также для предпринимателей-женщин и национальных меньшинств. В средне - и долгосрочной перспективе (3-7 лет): программа должна стать одним из реальных механизмом реализации государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства. В заключении диссертации изложены важнейшие выводы, практические рекомендации, вытекающие из логики и результатов исследования. По теме диссертации опубликованы следующие работы: Заубер (Шабатаева) П.Б. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономика и управление в России на рубеже веков. Сборник статей. Выпуск 2. - Ростов н/Д.: Издательство СКАГС. - 2004. - 0,2 п.л. Шабатаева П.Б. Государственное регулирование малого предпринимательства: региональный аспект // Современные тенденции региональной экономики. Сборник научных статей. – Ростов н/Д: Торг.-Пром. Палата Ростовской области. - 2004. – Вып. 2. - 0,2 п.л. Шабатаева П.Б. Малое предпринимательство: социальный аспект // Экономические интересы и предпочтения трансформационного периода. Сборник тезисов выступлений на научно-практической конференции ?Экономические интересы и социальная политика?, 15-16 декабря 2005 г. - Ростов н/Д.: Издательство СКАГС. - 2006. - 0,2 п.л. Шабатаева П.Б. Влияние трансформации отношений собственности на становление сектора малого предпринимательства в России // Товарно-денежные отношения, собственность, право собственности. Часть 2. Сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции, 23-24 марта 2006 г. - Ростов н/Д.: Издательство СКАГС. - 2006. - 0,2 п.л. Шабатаева П.Б. Перспективы развития малого предпринимательства в реалиях российской экономики // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. - 2006. - №1 (86). - 0,4 п.л. Шабатаева П.Б. Приоритеты и инструменты поддержки развития малого предпринимательства. - Ростов н/Д: СКАГС. - 2006. – 1,5 п.л. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2004 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. www.government.gov.ru. 2005г. Составлено по: Россия в цифрах. Статистический сборник под ред. Соколина В.Л. Изд-во Статистика России. 2005. С. 164, 165. 29 23 - число работающих на предприятии. До 15 человек – микро-предприятие, от 15 до 50 – малое, и свыше 50 – среднее предприятие, не учитывая отраслевую дифференциацию; - критерий экономической самостоятельности предприятия: доля сторонних собственников в капитале предприятия (25-процентное ограничение на участие в капитале малого предприятия для предприятий и организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства). 4 Этап. Определение специфически российских институциональных критериев микро-, малого и среднего предпринимательства Внешние - небольшие рынки сбыта; - неразвитость инфраструктуры поддержки малого бизнеса; - отсутствие информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консульта-ционных и обучающих услуг. - число занятых на предприятии; - объем продаж (оборот); - балансовая стоимость активов; - участие государства, общественных организаций в уставном фонде. 3 Этап. Определение общих количественных критериев малого предпринимательства Внутренние -совмещение различных видов деятельности; -персонифицированные отношения с партнерами и персоналом; - неформальный характер финансирования; - усиление остроты восприятия внешних проблем функционирования в направлении: предприятия свыше 50 работников – предприятия до 15 работников. 2 Этап. Выявление специфических российских качественных критериев малого предпринимательства - правовая независимость; - небольшой рынок сбыта; - менеджмент не систематичен; - менее развитые системы управления, административных процедур и технологий; - сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; и т.д. 1 Этап. Определение общих качественных характеристик малого предпринимательства 02. Определение целей и задач программы 04.3 Техноинкубаторы 04.2 Смешанные инкубаторы 04.1 Инкубаторы для экономического развития 04.Определение видов Бизнес-инкубаторов для конкретной территории 03.3 Крупные города с ВУЗами и НИИ 03.2. Города с численностью населения от 40 до 150 тыс. человек и уровнем безработицы более 15% 03.1 Шахтерские территории 03.Определение городов и территорий, нуждающихся в бизнес-инкубаторе 01. Анализ состояния малого предпринимательства в Ростовской области и определение перспектив его развития 2.3 Осуществление контроля за реализацией программы 06. Определение ожидаемых результатов 2.2. Конкурсный отбор предпринимателей 2.1. Создание бизнес-инкубаторов Второй этап. 1.4. Определение льгот для предпринимателей 05. Определение сроков и этапов реализации программы 1.3. Технико-экономическая экспертиза помещений, составление документации 1.2. Определение источников финансирования 1.1 Выбор директората и координаторов программы Первый этап
https://studsup.ru/