Файл

голос, его основные характеристики. Взаимосвязь голоса и дыхания

Имя файла
golos.doc
Дата
2022-12-07 23:53:59
Описание
голос, его основные характеристики. Взаимосвязь голоса и дыхания
Количество скачиваний
105

Предпросмотр:

Министерство Образования российской федерации московский государственный университет факультет журналистики Реферат по курсу орфоэпии и технике речи на тему: ?голос, его основные характеристики. Взаимосвязь голоса и дыхания? Выполнил: Санников О.А. группа 106 (з/о) Проверил: Литневский А.В. г. Севастополь 1999 г. Оглавление
Введение
HYPER13 PAGEREF _Toc452431648 \h HYPER143 Голос. Его основные характеристики.3 Естественный голос — где его найти?5 Как научиться голосом притягивать к себе людей.5 Дыхание7 Контроль дыхания9 Упражнения по глубокому дыханию9 Заключение. Гигиена голоса.11 Список используемой литературы13 HYPER15
Введение
Для телезрителей голос—неотъемлемая часть тележурналиста. Даже непосвященный слушатель может более или менее правильно определить характер говорящего: искренен ли он, ясно ли мыслит, тверды ли его убеждения или он глуп, туповат, неуверен в себе; для этого нужно слушать не столько слова, которые вы произносите, сколько ваш голос. Анализируя свой голос или слушая других, можно понять, как отражается в нем умственное, физическое и эмоциональное состояние. Если журналист уравновешен, его голос звучит полно, непринужденно, хорошо резонирует и заражает других хорошим настроением. И наоборот—если человек угнетен, подавлен, мрачен или болен, голос, естественно, это выдает. Он застревает в горле, падает, вот-вот сорвется; человек говорит монотонно или все тише и тише. Из-за нервного напряжения голос может подняться выше обычного, и интонация станет неестественной. Голос неодинаков в разное время дня. Утром, после сна, он не в лучшей форме. Вещание ранним утром—сущая мука; говоришь как сквозь мокрую губку, а нос зажат прищепкой для белья. К середине дня голос достигает наивысшего подъема. Потом человек все больше устает, и это сказывается. Приходится стараться; иногда именно поэтому голос звучит напряженно. Если слушать диктора весь день, легко понять, что я имею в виду. Голос. Его основные характеристики. Здесь можно выделить две группы факторов: а) коммуникативные особенности—диапазон, резонанс, темп и манера управления речью; б) вокальные переменные—интенсивность, высота, протяженность. Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же речь изобилует каким-то одним тоном, — это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной. Аудитория воспринимает эту речь с неохотой, и журналистов, которые так говорят, относит к категории сухарей, твердокожих, бездушных. Дело здесь заключается в том, что монотонная речь, действующая на какой-то ограниченный спектр слуха, вызывает у людей неприятное ощущение и вскоре их утомляет. Отсюда и мрачные краски восприятия. Как же избежать монотонности? Изучение различных видов выразительной речи помогает журналисту выбрать то, что нужно. Можно подчеркнуть слово не только усилием голоса. Можно кроме того: 1) понизить голос; 2) сделать его звучнее; 3) регулировать интонацию (меняя обычный ритм и тон), 4) регулировать высоту, 5) удлинять начальные звуки ударных слогов; 6) использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть; Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число комбинаций. Однако каждый может быть использован и правильно и неправильно. Журналисту нельзя останавливаться на достигнутом — ведь в его распоряжении бесконечное множество речевых вариаций. Резонанс—это проявление в голосе таких характеристик как сиплость, шипение, ?рокот?, ?раскаты? и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуется со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку это стереотипы, т. е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение вещей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре. Темп связан со скоростью речи: быстрая, средняя, замедленная. У каждого человека свой вполне определенный темп речи. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к сообразительным, а говорящих медленно— к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует журналист со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью. Манера управления речью выступает в трех аспектах: а) манипуляция губами: б) артикуляция; в) ритм. Манипуляция придаст речи плавность, или наоборот—скачкообразность; Артикуляция проявляется в виде напряженности или свободного продуцирования звукового потока; Ритм—это размеренное или прыгающее течение речи. Людям нравится плавная, ненапряженная и размеренная речь. Всякая другая манера речи обычно не привлекает, а речь скачкообразная, напряженная и прыгающая—вызывает утомление, несомненно, отталкивает. Вокальные данные говорящего также делают свое дело. Так, интенсивность: громкая или тихая речь может свидетельствовать о степени его эмоционального состояния. Нередко высокая степень напряженности (например, негодование) выражается криком, а начальная стадия перехода в напряжение—шепотом. При этом, в первом случае высказывание осуществляется на высоких тонах при заглатывании концовок фраз, а во втором,—на низких с необычной растяжкой слов. Так поступают обычно европейцы. На Востоке же делают все наоборот, при раздражении переходят на шепот и отчетливо произносят все звуки, а при легком волнении могут вскрикивать и чрезмерно затягивать концовки. Естественный голос — где его найти? Какой же он — естественный голос? Включите магнитофон, возьмите какой-нибудь журнал и найдите статью на знакомую тему. Несколько раз прочтите небольшой отрывок из этой статьи, чтобы понять главную мысль. После этого: 1. Сядьте поудобнее, несколько раз глубоко вздохните. 2. Закройте глаза и медленно опишите головой круг, чтобы расслабились мышцы. 3. Теперь, когда вы расслабились, начинайте читать. Не торопитесь, читайте спокойно и дышите как можно глубже. 4. В конце каждого предложения и каждого абзаца делайте паузы, чтобы восстановить дыхание. Четко произносите каждое слово. Прослушайте запись. Если вы правильно выполнили все инструкции, вы услышите, как звучит ваш голос, когда вы спокойны. Эмоции могут заставить голос звучать немного выше. Это практически незаметно у мужчин, но женский голос от этого звучит неприятно и раздражающе. Если вам кажется, что ваш голос все-таки слишком высок, расслабьтесь еще раз и на несколько секунд сосредоточьтесь на мысли, каким низким и спокойным может быть ваш голос. Представьте себе, что низкий голос приходит откуда-то извне и проходит через вас. Прочитайте текст еще раз. Вы увидите, что голос стал ниже. В течение нескольких недель обращайте внимание на свой голос, когда говорите. Повторяйте про себя ?низкий?, "спокойный". Вскоре тембр вашего голоса изменится и станет ниже. Как научиться голосом притягивать к себе людей. ?Важно не что говорить, а как говорить?, и это правда. Если ваш голос не убеждает, то и вы — тем более. Спору нет, у человека только один голос. Но ведь можно взять его за основу и поработать над ним, а уж успехи не заставят себя ждать! Голос, который не устраивает аудиторию, нуждается в улучшении. Проблем с голосом столько же, сколько голосов — невнятный голос, бесцветный, холодный или грубый, отрывистый, нервный или запинающийся. Бывают голоса, своей монотонностью навевающие сон. Бывают голоса властные и напористые, которые раздражают слушателя. Бывают сладкие голоса, обволакивающие и удушающие человека. Все эти проблемы нужно исправлять. Можно предложить несколько советов, которые помогут успешнее использовать голос в журналистике. 1. Слушайте, как говорят другие, и слушайте, как говорите вы. Если у кого-то приятный голос, попробуйте определить, чем он вам нравится, и постарайтесь перенять его положительные свойства. Слушайте свой голос, чтобы определить его недостатки. С помощью магнитофона можно узнать, каким ваш голос слышат окружающие. Закройте уши ладонями ?лодочкой? и скажите что-нибудь вслух. Голос будет идти как будто с пленки, и вы сможете услышать его ?ее стороны?. 2. Дайте голосу возможность нормально звучать. У вас сломалась машина? Конечно, вы сразу вызвали механика. А если что-то не так с вашим голосом, нужно ?исправить? губы, зубы, горло, носовые пазухи. Обратитесь к врачу. Больное горло, например, поставит крест на вашей карьере. 3. Расслабьтесь, голос должен идти свободно. Чтобы добиться успеха, нужно расслабить шейные, челюстные и лицевые мышцы. А значит, нужно расслабиться полностью. Напряжение проявляется в зажатом, неестественном тоне голоса. Если вы чувствуете, что мышцы напряжены, отдохните. Разведите руки в стороны, глубоко зевните. Это снимает напряжение. Чтобы лицевые мышцы расслабились, протолкните воздух сквозь сжатые губы. Растяните звук "ух" в "у-у-у-у-х-х". Постепенно открывайте рот, пока его уголки не растянутся. Во время упражнений расслабьте мускулы. Повторите упражнение несколько раз, пока не добьетесь чистого полного звука ?ух? без напряжения лицевых и шейных мышц. Теперь зевните, чтобы расслабить все мышцы зоны. 4. Дышите правильно. Механизм воспроизведения голоса — как духовой инструмент. Воздух проходит из легких сквозь мембраны в горле (голосовые связки) и несет дальше их вибрации. Проходя через рот, вибрации превращаются в звук — в голос. Мало воздуха — звук получается тонкий и высокий. Много воздуха, грубый крик. Положите обе руки на живот на уровне пояса. Кашляните или глубоко вдохните. Вы почувствуете движение по всему телу. Такие упражнения помогут научиться правильно дышать. Перед тем как говорить, глубоко вздохните. Это даст хороший заряд воздуха. 5. Внимание: высота звука. Вам, наверное, приходилось слышать: "У этого человека голос с резонансом". Это означает, что у такого голоса глубокий, богатый, полный тон. Можно сравнить голос с музыкальным инструментом. Для успешного выступления нужно два фактора: настроенный инструмент и хороший музыкант. Ваше горло — неплохой инструмент, так научитесь владеть им, станьте музыкантом. Чтобы добиться наибольшего эффекта от вашего голосового аппарата, проделывайте следующее: сомкните губы и попробуйте "промурлыкать" любимую песенку. Сначала тихо, а потом — громко. Вы почувствуете некоторую вибрацию в области ушей, резонирующую вашему мычанию. Это развивает голосовые связки. Теперь откройте рот. Вы чувствуете вибрацию в носу, щеках, губах и груди. Это хорошее упражнение, оно помогает научиться управлять шейными мышцами. 6. Важно не количество, а качество. Некоторые журналисты делают одну и ту же ошибку — они много говорят. Слушатель устает, начинает скучать, и, скорее всего, он выключит телевизор или радиоприемник. Не думайте, что чем больше вы говорите, и чем больше скажете, тем сильнее вы убедите слушателя. Это опасное заблуждение. 7. Говорите ровным голосом. Если вы расслабились, у вашего голоса приятный ровный тон. Проверьте себя: произнесите не напрягая звуки ?а?, ?о?, ?э?, ?и?, ?у?. Произношение звуков должно быть полным и естественным. 8. Следите за громкостью голоса. Некоторые журналисты не справляются с работой только потому, что говорят слишком тихо. Если человеку приходится напряженно вслушиваться, чтобы что-то понять, он потеряет к вам интерес. Кроме того, тихий голос звучит неубедительно. Умеренно громкий голос говорит об уверенности и успехах его обладателя. 9. Не говорите в нос. Помните, как ребенком вы развлекались, разговаривая с зажатым носом? Попробуйте повторить этот трюк. И больше так не разговаривайте. Ваш голос — ваш союзник или ваш враг. И это зависит только от вас. Хорошо поставленный голос поможет добиться успеха. Это — звучание инструмента, данного вам природой. Научитесь играть на этом инструменте, и к вам придут успех, удача в работе и популярность. Дыхание Дыхание—основа хорошего голоса; оно—как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно эффективно, когда оно достаточно ритмично и хорошо регулируется. Неправильное дыхание—одна из причин дефектов речи, хотя, казалось бы, и не имеет к ним прямого отношения. Рассмотрим теперь процесс возникновения голоса. Здесь уместна аналогия с духовым музыкальным инструментом: воздух проходит через язычок, заставляя его вибрировать, а затем попадает в камеру отражения, где он усиливается. Голос человека формируется так: воздух идет из легких через гортань, в которой находятся голосовые связки (равносильно язычку в музыкальном инструменте). Звуковые волны, образовавшиеся от вибрации связок, усиливаются в полости рта. Таким образом, процесс возникновения голоса довольно прост и состоит из трех основных действий: 1) легкие подают воздух в процессе дыхания; 2) голосовые связки вибрируют; 3) резонаторы усиливают голос по мере того как звуковые волны достигают их. Чтобы определить роль дыхания в формировании речи, проследим, как воздух движется от легких. Первая часть речевого аппарата, приводимая в действие выдыхаемым воздухом,— голосовые связки. Некоторые думают, что они — как струны арфы; другим кажется, что они вроде водорослей. В действительности же голосовые связки можно сравнить с кожей, натянутой на барабан и разрезанной посередине; разрез—это голосовая щель. Когда мы молчим, голосовые связки (то есть мускульные ленточки около 2, 5 см в длину у мужчин и приблизительно 1, 5 см—у женщин) расслаблены и воздух проходит свободно. Если бы не это, мы бы всегда дышали шумно, с присвистом. Когда мы говорим, связки натягиваются, сужается щель, воздух встречает препятствие на пути, и связки вибрируют. От голосовых складок зависит высота голоса. Длинные и толстые складки вибрируют медленнее, издавая низкие звуки; тонкие и короткие складки издают высокие звуки. Голосовые связки находятся в гортани (музыкальном ящике, если хотите); а гортань тоже состоит из мускулов, примыкающих к мышцам шеи. Гортань. Пройдя голосовые связки, воздух следует через горло и глотку. Звуковые волны достигают глотки до того, как попадут в полость рта, а затем—в носовую полость. Мягкое нёбо. Сделав поворот, поток воздуха движется между задней частью языка и мягким нёбом. Мягкое нёбо весьма подвижно и действует наподобие клапана. Во время обычного дыхания, когда рот закрыт, мягкое нёбо опущено и воздух проходит через нос. Когда мы говорим, мягкое нёбо поднимается и выдыхаемый воздух в основном выходит через рот (за исключением тех случаев, когда мы произносим мягкие и твердые носовые звуки ?м? и ?н?). Когда, например, по просьбе врача вы произносите глубокое ?а?, мягкое нёбо поднимается до верхнего предела. Твердое нёбо. Это верхняя часть рта—своеобразный купол, простирающийся от мягкого нёба до передних зубов. Если вы уберете кончик языка назад от верхних передних зубов, вы почувствуете твердость ?купола?, соединенного с мягким нёбом. Носовая полость. Кости лицевой части головы, полые внутри, заполнены воздухом и связаны с носовой полостью. В процессе речи нет прямой связи между носом и горлом, потому что мягкое нёбо приподнято. Тем не менее звуковые волны проходят через кости твердого нёба и попадают в полости, расположенные выше, усиливая таким образом резонанс. Тон голоса зависит от резонатора. Богатый, глубокий голос образуется в горле и груди, а тонкий и гнусавый (раздражающий, если слушать его долго), во рту и носовых пазухах. Голос, который обычно звучит приятно, может измениться на носовой под влиянием стресса, напряжения или волнения. Под действием стресса напрягаются мускулы горла, и язык прижимается к небу, направляя звук в нос. Приятные для слуха звуки получаются только, если звук проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Контроль дыхания Чтобы голосовые связки вибрировали равномерно, необходим контроль дыхания. Легкие способны очень сильно расширяться в нижней части, где они соприкасаются с диафрагмой, расположенной над желудком. В верхней части, где легкие соединяются с бронхами, их расширение ограничено—здесь объем легких меньше, и верхние ребра не так подвижны. Большинство людей дышит верхней частью грудной клетки. Вам, вероятно, приходилось слышать весьма неприятные короткие придыхания; их допускают даже некоторые профессионалы. При порывистом неглубоком дыхании запас воздуха ограничен, и приходится делать неестественные паузы. Чтобы избежать этого, нужно дышать нижней частью грудной клетки. Богатая звуковыми красками речь также зависит от большого запаса воздуха, правильно контролируемого и направляемого. Слабый голос—результат слабого дыхания. Диафрагма. Это большой и сильный мускул, отделяющий грудную клетку от живота и примыкающий к ребрам. В расслабленном положении диафрагма имеет выпуклую форму, обращенную внутрь грудной клетки. Сделайте глубокий вдох—диафрагма выравнивается, увеличивая емкость легких. Как только вы выдыхаете, легкие сокращаются, и диафрагма вновь становится выпуклой. Когда вы говорите, вам хочется дышать часто, и частота эта зависит от продолжительности фразы. Тут необходимо следить за диафрагмой, а это достигается регулированием движения ребер. Упражнения по глубокому дыханию Как всегда, реальных результатов можно добиться только упорством и терпением. Не думайте, что нескольких попыток достаточно. Дыхательные упражнения лучше всего начинать после сна, как только вы встанете. Перед тем как встать, проверьте, в каком состоянии мышцы шеи, плеч, рук, спины, грудной клетки, живота и ног (все мускулы должны быть расслаблены), и только после этого приступайте к утренней зарядке. (Если будете делать зарядку в другое время дня, сначала полежите несколько минут, а затем расслабьтесь). Теперь сделайте несколько простых упражнений, какие вы знаете или помните из школьных уроков физкультуры. Встаньте на цыпочки, одновременно поднимая перед собой руки. Подтянитесь как можно сильнее, затем попробуйте двигаться, как марионетка, у которой оторвалась веревочка. Повторите упражнение два-три раза. Для того чтобы снять местное напряжение, я считаю эффективным такой метод: как можно сильнее встряхивайте руками, как после мытья. Старайтесь встряхивать только кисти. Затем встряхните каждой ногой по очереди. Наконец ваши мускулы эластичны и упруги. Наступает равновесие. Положите руки на нижние ребра так, чтобы пальцы находились чуть выше талии. Глубоко вдохните. Вы заметите, что руки расходятся в разные стороны, когда легкие расширяются, чтобы обеспечить дополнительный приток воздуха. Пространство между пальцами обеих рук со временем значительно увеличится. Теперь сделайте выдох, и пальцы снова сойдутся вместе. Следите за тем, чтобы не было лишних движений плечами. Мышцы головы, шеи и плеч должны быть гибкими, но расслабленными. Помните: выработать гибкость важнее, чем научиться глубоко дышать и надолго задерживать дыхание. Всегда вдыхайте быстро, а выдыхайте медленно, изменяя продолжительность выдоха в зависимости от обстоятельств. Итак, упражнение: быстрый вдох по счету 1. Набирайте в себя воздух через рот и нос. Носовые проходы чересчур малы, чтобы пропустить в одно мгновение необходимое количество воздуха, а вдыхать через рот— естественно, потому что, в конце концов, он открыт, когда вы говорите. При этом вы избегаете неприятных призвуков (сопения или храпа), которые иногда бывают у тех, кто дышит неглубоко, верхней частью грудной клетки. У тех, кто дышит только через нос, во время разговора напрягается шея и нижняя челюсть. Выдыхайте воздух, издавая свистящий звук и отсчитывая про себя 2, 3, 4 и 5. Это упражнение помогает контролировать деятельность диафрагмы. Постепенно старайтесь увеличивать счет, чтобы выдох длился как можно дольше. Поначалу у вас закружится голова от непривычного количества кислорода в крови. Не тревожьтесь и сократите время на эти упражнения. В конце концов неприятные ощущения исчезнут, появится бодрость. Ваше дыхание начнет улучшаться. В дальнейшем для удобства вы выработаете свой собственный стиль упражнения. Однако при этом непременно надо: 1) быть расслабленным; 2) уравновешенным; 3) делать быстрый вдох через нос и рот при счете 1; 4) выдыхать, изменяя продолжительность выдоха. Потом нетрудно применить эти методы на практике. Скоро вы научитесь понимать, сколько нужно воздуха для той или иной фразы. Когда вы говорите, не думайте о деятельности органов речи—это может привести к опасному напряжению. Голосовые связки, расположенные в гортани, работают без вашей помощи. Сосредоточьте внимание на движении воздушной струи, которая несет ваш голос до твердого нёба, за пределы рта. Не давайте ей застревать в задней части горла, глохнуть или блокироваться мягкими выступами — задней частью языка или мягким нёбом, которое может опускаться медленнее, чем нужно. Направляйте голос прямо, чтобы слушатели получали ясный, хорошо усиленный, естественный и свободный звук. Надеюсь, что эти краткие советы помогут вам улучшить и сейчас достаточно хороший голос. Если ваш голосовой аппарат в нормальном состоянии, правильное дыхание поможет вам передавать ваши мысли. Заключение. Гигиена голоса Так как сила и звучность голоса зависят, не только от напора выдыхаемого воздуха, но и от правильного его направления в резонаторы и от нормального состояния и благоприятного соотношения отдельных частей голосового аппарата, то всякому профессионалу в области речи необходимо чрезвычайно внимательно относиться к состоянию своего голосового аппарата, предупреждая всякое хроническое заболевание своевременным обращением к отоларингологу. Часто причиной голосовых заболеваний служит отсутствие постановки голоса. Постановка голоса является несомненно, профилактическим средством при профессиях, требующих большой голосовой выносливости. Но весьма часто встречаются болезни, причиной которых служит целый ряд других явлений. Так, всякое заболевание полости носа или носоглотки очень сильно отражается на качестве звука (искривление носовой перегородки и пр. препятствуют нормальному развитию голоса). Полипы, аденоиды (разращения в области рта) необходимо удалять как можно скорее, не давая им разрастаться, так всякая опухоль или даже раздражение слизистой оболочки лишает голос звучности, придаёт ему носовой, глухой тембр и в конце концов может привести к болезни голосовых связок, так как журналист, актер или чтец, ощущая своё ?беззвучие? из-за болезни резонаторов, начинает налегать на связки, стремясь добиться более сильного звука. Ясно, что такая перегрузка для голосовых связок не обходится даром. В случаях же органических недостатков, как то: слабые голосовые связки, влияние искривления и деформации перегородки и полости носа; деформированное нёбо – все эти и прочие явления, несомненно, ухудшающие качество звука, мешают нормальной работе над голосом. Их необходимо учитывать с самого начала, не ожидая ни от педагога, ни от системы воспитания голоса никакой существенной помощи. Школа в таких случаях помочь бессильна, как бессильна бывает иногда и медицина. Кроме чисто органических недостатков или случайных, временных заболеваний, причиной расстройства голосового аппарата могут быть неверное пользование голосом, неправильное дыхание, а также некоторые дурные привычки при голосоведении. Большой вред приносит голосу частое употребление спиртных напитков, а главное – курение. Табак чрезвычайно вредно отражается на состоянии голосовых связок: он покрывает связки содержащимся в нём никотином (ядом), раздражает систематически слизистую оболочку и способствует окостенению хрящевой гортани. В результате постоянного раздражения слизистой оболочки близлежащие резонаторы перестают отражать звук с обычной силой и частотой, и он, таким образом, делается тусклым. С течением времени в голосе появляется сипота, в результате которой начинают пропадать верхние ноты, что приводит к уменьшению диапазона голоса (последствия, особенно заметные у курящих женщин). Так же весьма вредны всякие систематические певческие и речевые выступления молодых людей в возрасте 14-15 лет, требующие большой затраты голосовых средств. Учиться петь и заниматься речевой постановкой голоса мужчинам следует не ранее 18 лет, а женщинам в 16 лет. Голос, серьезно натруженный в ранний период, позднее у взрослого уже нельзя считать здоровым. Повреждения, нанесенные голосовому аппарату во время его формирования, редко исправимы. Вы хотите иметь здоровый голос? Берегите его, и в дальнейшем он сослужит вам прекрасную службу. Список используемой литературы Законы успеха: Сборник/ Пер. с англ. Н. Каныкина. –М.: Агентство ?Фиар?, 1998. 448 с., ил. Льюис Б. Диктор телевидения. Пер. с англ. В. Ткаченко. Послесл. и примеч. Л. Золотаревского –М.: Искусство, 1973. – 200 с., ил. Мицич П. Как проводить деловые беседы. Сокр. пер. с сербскохорват., 2-е изд., стереотип., -М.: Экономика, 1987. – 203 с. Саричева Е. Сценическая речь.-М.: Искусство,1955. – 358 с. 1 HYPER13PAGE HYPER15 13
https://studsup.ru/