Файл

А. С. Пашкова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Имя файла
567794_6bda0_pashkova_a_s_teoreticheskie _aspekty_formirovaniya_navykov_ob1.doc
Дата
2024-01-13 03:54:53
Описание
А. С. Пашкова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество скачиваний
155

Предпросмотр:

А. С. Пашкова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работа представлена кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор К. П. Матвеева Статья посвящена проблеме общения как важнейшего фактора психического развития личности, как необходимого условия бытия людей, как процесса передачи информации и воздействия с ее помощью на личность, а также как неотъемлемой части любого вида деятельности. Общение рассматривается в статье как сложный, многогранный процесс, включающий различные аспекты человеческой деятельности. Автором выявляются теоретические аспекты проблемы общения в целом, анализируются навыки общения и способы их формирования в процессе музыкальной деятельности в частности. Ключевые слова: общение, вербальная коммуникация, коммуникативные навыки, социальные установки, музыкальная деятельность. Общение - важнейший фактор психического развития личности. Ребенок, по справедливому утверждению М. И. Лисиной, становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его'. Межличностное общение выступает, по Бодалеву, ?необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом?2. Традиционно общение принято рассматривать как процесс передачи информации и воздействия с ее помощью на личность3. Психологи выделяют в общении три основных аспекта: содержание, цель и средства. Однако общение - это не просто действие, а, прежде всего, процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мо- тивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц4. Таким образом, общение - это сложный, многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга5. Межличностное общение почти всегда оказывается ?вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения ?6 . Вне общения немыслимы процессы труда, учения, игры. Таким образом, общение и деятельность неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому успех конкретной деятельности напрямую зависит от успешного общения. Взаимодействуя с людьми, человек одновременно выступает и как субъект, и как объект общения. В социологии понятию ?общение? также близко понятие ?взаимодействие?, на основе чего выделяют следующие его виды: ролевое, деловое, доверительное, этикетное и т. д.7 Существует несколько классификаций функций общения. В. Г. Крысько, например, выделяет 6 функций общения8. 1. Прагматическая функция отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности; при этом само общение часто выступает самой важной потребностью. 2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. 3. Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. 4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения. 5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности. 6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Г. М. Андреева в свою очередь выделяет следующие функции общения9: 1) коммуникативную - как обмен информацией между людьми; 2) интерактивную - как процесс взаимодействия; 3) перцептивную - как восприятие людьми друг друга. Интересна точка зренияМ. И. Лисиной и Т. А. Репиной, преобладающая в дошкольной педагогике, согласно которой понятие ?общение? рассматривается как синоним понятия ?коммуникативная деятельность ?: ?Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека?10. В структуре общения как коммуникативной деятельности выделяются следующие компоненты: Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения". По мнению многих исследователей, процесс коммуникативной деятельности строится как система сопряженных актов, содержанием которых является восприятие, воспроизведение и передача (донесение) информации до собеседника. Он имеет циклический характер. Существенным моментом является наличие обратной связи коммуникатора и реципиента во всех звеньях коммуникативного процесса12. Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. В структуру речевого общения, по Е. Е. Смирновой13, входят: • Язык - ?система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности?14. При этом играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. • Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, дикция, интонация. Интонация - это совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Именно интонация выражает наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация - явление комплексное: в ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т. д. • Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (например, смех, ?хмыканье ?, плач, шепот, вздохи, паузы). В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи чувстви отношений. Однако учеными установлено, что в общении лишь 35% информации передается путем вербальных средств (включая речь, тембр, интонацию голоса, силу звука), а 65% информации передается с помощью невербальных средств15. Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты, предполагающие получение тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений от другого лица. Совершенство приемов невербального общения способствует развитию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. К невербальным средствам общения относятся следующие компоненты16: • позы, походка, жесты (?язык тела?); жест - это движения рук или кистей, он несет в себе информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания; • мимика (координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное состояние); • визуальный контакт; • межличностная дистанция. В педагогической деятельности общение также является первичным, ведь без непосредственного общения, коммуникации учителя с учащимися и учащихся между собой невозможен сам процесс обучения, воспитания и развития личности. В процессе музыкальной деятельности у учащихся происходит развитие вербальных и невербальных способов общения: при пении формируются речевые звуковые явления и выразительные качества голоса, ведь интонация в музыке первична, а речевая интонация по своей природе близка музыкальной интонации и также служит способом выражения мыслей и чувств говорящего; на музыкальных занятиях происходит и развитие речи, языка ребенка (обогащается словарный запас, расширяется его эрудиция и кругозор), а также невербальных средств общения (мимики, жестикуляции, визуального контакта). В музыке как виде искусства изначально заложена эмоциональность, в ее основе - художественное переживание, и через музыкальное произведение ребенок находит адекватные способы поведения в различных жизненных ситуациях. Восприятие музыки основано на эмоционально-образном постижении звучащего материала, что предполагает возникновение ответного отклика со стороны обучаемых, установление эмоциональной взаимосвязи ученика и преподавателя. Любая музыкально-исполнительская деятельность, в том числе хормейстерская, имеет публичный характер и всегда осуществляется в режиме диалога со слушателями, а учебно-репетиционная работа над музыкальным произведением, как правило, реализуется в процессе общения учащегося с преподавателем, учащегося с учащимся (солист - хор, сопрано - альты и т. д.), учащегося с композитором (через музыкальное произведение) и предполагает коллективное творчество. Умело организованные хоровые занятия придают детям уверенность в своих силах (каждый участник коллектива чувствует себя частью одного целого), создают общую ситуацию успеха, повышают самооценку учащихся, воспитывают ответственность за общее дело. В психолого-педагогической литературе признается, что условием успешного общения как коммуникативной деятельности является наличие у учащихся коммуникативных умений и навыков, которые, в свою очередь, могут быть сформированы на основе коммуникативных способностей и психических качеств личности. Коммуникативными называются способности, связанные с установлением, поддержанием и сохранением хороших личностных и деловых взаимоотношений человека с окружающими людьми17. Структура коммуникативных способностей отражает структуру коммуникативной деятельности и складывается из трех взаимосвязанных подструктур: гностических, экспрессивных и интеракционных способностей 18. 1. Гностические способности - это способности понимать других людей и воспринимать информацию. Они включают умение слушать партнера по общению, психологическую наблюдательность, способность к идентификации. 2. Экспрессивные способности - это способности к самовыражению своей личности, которые включают стремление быть понятым другими, эмоциональность, открытость и доверие по отношению к партнерам коммуникации. 3. Интеракционные способности - это способности адекватно влиять на партнеров общения и предполагают направленность на коллективную деятельность, чувство партнера, убедительность в общении. На основе коммуникативных способностей формируются коммуникативные качества личности - устойчивые доминантные свойства, проявляющиеся в типичных для нее активности в коммуникативной деятельности, отношении к окружающему миру и самому себе. В. Н. Куницына подчеркивает, что важнейшим коммуникативным качеством является основанная на подвижности нервной системы экстравертностъ, то есть направленность психических процессов ?во вне?, в противовес интровертности, предполагающей психологическую обращенность ?во внутрь?19. На основе коммуникативных способностей и качеств в процессе общения формируются и развиваются коммуникативные умения и навыки, которые также отражают структуру коммуникативной деятельности и включают навыки восприятия информации (перцептивно-рефлексивные), воспроизведения и передачи информации (вербальные и невербальные), реализации коллективного общения (межличностного взаимодействия)20. В. Д. Ширшов под коммуникативными умениями подразумевает ?комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности? и позволяющий творчески использовать коммуникативные знания для точного и полного отражения окружающей действительности; коммуникативные навыки же - это ?автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него? в процессе коммуникативной деятельности 21. Специфика музыкальной деятельности в целом и хоровой деятельности в частности заключается в коллективном характере музыкального творчества, что изначально ставит учащихсяв ситуацию межличностного взаимодействия, предполагает использование разнообразных форм вербального и невербального общения, а также способствует формированию коммуникативных способностей учащихся. Так, гностические способности развиваются в процессе слушания и слышания другой партии (как партнера по музыкальному общению) в процессе исполнения музыкального произведения (например, способность исполнять полифонию) и в восприятии исполняемого произведения в целом; экспрессивные способности развиваются при собственном исполнении музыкального произведения (при пении, игре, дирижировании), т. е. происходит своеобразное самовыражение учащегося; интеракцион- ные же способности (как направленность на коллективную деятельность) развиваются непосредственно в процессе хоровой деятельности, которая априори носит коллективный характер. Таким образом, в музыкальной деятельности заложены потенциальные возможности для развития навыков общения учащихся. Задача педагога заключается в том, чтобы своевременно раскрыть эти возможности и адекватно использовать их для реализации поставленных педагогических задач, ведь от уровня сформированное ™ коммуникативных умений и навыков напрямую зависит реализация их социальных установок, которые определяют впоследствии поведение школьника как субъекта общения. Социальные установки - это целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к проявлению активности по отношению к социальным объектам, что предполагает психологическое переживание их социальной ценности22. Важнейшей установкой школьника как субъекта общения является ?образ Я? (самоуважение личности). Уровень его самоуважения самым непосредственным образом влияет на то, как он реализует себя как субъект общения, определяет его поведение в процессе общения, выбор партнеров по общению, отношение к ним. Отношение к партнерам по общению, в свою очередь, во многом зависит от степе- ни сформированности у школьника установки на общительность (сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления), аттракции - социальной установки на другого человека (альтруистическое отношение и позитивная оценка партнера по общению, в повседневной жизни аттракция проявляется в виде симпатии, в дружбе, любви) и готовности к эмпатии (т. е. к сопереживанию, сочувствию)23. Все вышесказанное позволяет говорить о важности развития навыков общения у детей, особенно у учащихся младшего школьного возраста, так как в данном возрастном периоде происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности ребенка. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 2 Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Мое. психолого-соц. ин-та, 2002. С. 9. 3Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. С. 87. 4Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 73. 5Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 6Бодалев А. А. Указ. соч. С. 10. 1 Крюкова И. А. Развитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. "Крысько В Г. Указ. соч. С. 74-75. 9 Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998. 10Репина Т. А., Лисина М. И. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. С. 54. "Там же. С. 231. 12Андреева Г. М. Указ. соч. "Смирнова Е. Е. Психология общения. СПб.: КАРО, 2005. С. 143. 14 Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. С. 419. 15 Смирнова Е. Е. Указ. соч. С. 144. |6Там же. С. 147. "Немое Р. С. Практическая психология. М.: Владос, 1998. С. 71. 18 Сафронова О. Г. Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. "Куницына В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 20 Сафронова О. Г. Указ. соч. С ^2(^иРШОв В ^ Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург, 1994. пКуницына В. Н. Указ. соч. 1ЪМудрикА. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. общ-во России, 2001.
https://studsup.ru/