Файл

Самые важные изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2011 года

Имя файла
538273_63e69_sps_garant_samye_vazhnye_iz meneniya_v_zakonodatelstve_vstupa1.doc
Дата
2021-09-23 02:10:24
Описание
Самые важные изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2011 года
Количество скачиваний
112

Предпросмотр:

СПС Гарант - Самые важные изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2011 года // подготовлено экспертами компании "Гарант" – 46 с. Оглавление Налоги и сборы, бухгалтерский учет Гражданское законодательство, приватизация Банковская деятельность, валютное регулирование Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Лицензирование отдельных видов деятельности Иные вопросы хозяйственной деятельности Бюджетная система Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право Административные правонарушения, административная ответственность Содержание HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc297633033" HYPER14Налоги и сборы, бухгалтерский учетHYPER13 PAGEREF _Toc297633033 \h HYPER143HYPER15 Гражданское законодательство, приватизацияHYPER13 PAGEREF _Toc297633034 \h HYPER1411HYPER15 Банковская деятельность, валютное регулированиеHYPER13 PAGEREF _Toc297633035 \h HYPER1412HYPER15 Таможенное право, внешнеэкономическая деятельностьHYPER13 PAGEREF _Toc297633036 \h HYPER1413HYPER15 Лицензирование отдельных видов деятельностиHYPER13 PAGEREF _Toc297633037 \h HYPER1414HYPER15 Иные вопросы хозяйственной деятельностиHYPER13 PAGEREF _Toc297633038 \h HYPER1415HYPER15 Бюджетная системаHYPER13 PAGEREF _Toc297633039 \h HYPER1417HYPER15 Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсыHYPER13 PAGEREF _Toc297633040 \h HYPER1427HYPER15 Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсацииHYPER13 PAGEREF _Toc297633041 \h HYPER1428HYPER15 Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйствоHYPER13 PAGEREF _Toc297633042 \h HYPER1434HYPER15 Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризмHYPER13 PAGEREF _Toc297633043 \h HYPER1435HYPER15 Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное правоHYPER13 PAGEREF _Toc297633044 \h HYPER1443HYPER15 Административные правонарушения, административная ответственностьHYPER13 PAGEREF _Toc297633045 \h HYPER1444HYPER15 HYPER15 Нормативные акты Основные изменения Налоги и сборы, бухгалтерский учет Федеральный закон от 28 декабря 2010?г. N?432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Уточнены некоторые положения Закона о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды. Цель - создать экономические стимулы для субъектов малого бизнеса. Речь идет о применяющих УСН организациях и ИП, производящих пищевые продукты, безалкогольные напитки, резиновые и пластмассовые изделия, мебель, спорттовары, игрушки и др. К ним также относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения, оказывающие услуги по ремонту транспортных средств. Основной размер удельного веса выпущенной продукции по определенному виду деятельности должен составлять не менее 70% в общем объеме товаров. Это касается и услуг. Для указанных лиц устанавливается совокупный тариф в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка в 2011?и 2012?гг. и переход к тарифу 34% с 2013?г. Федеральный закон от 28 декабря 2010?г.?N?428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов" Предусмотрено, что с доходов от деятельности в студенческих отрядах не будут уплачиваться страховые взносы в ПФР. При перечислении вознаграждений плательщики взносов обязаны ежеквартально представлять в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие членство в отряде. Федеральный закон от 28 декабря 2010?г.?N?400-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Поправки касаются обязательного аудита. Он, в частности, проводится, если выручка от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за некоторыми исключениями) за год, предшествовавший отчетному, превышает определенную сумму. Она увеличивается с 50 до 400?млн?руб. Исключение распространяется не только на сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, но и на государственные и муниципальные органы, учреждения и унитарные предприятия. Аудит обязателен и в случае, когда сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает некоторую сумму. Она увеличивается с 20 до 60?млн?руб. Дополнительно закрепляются следующие основания для обязательного аудита. Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах. Юрлицо (кроме указанных выше органов и учреждений, гос.внебюджетных фондов) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Предусмотрен обязательный аудит для профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, валютных бирж, управляющих компаний фондов (акционерных и паевых инвестиционных, а также негосударственных пенсионных). Исключение - государственные внебюджетные фонды. Федеральный закон от 8 декабря 2010?г. N?331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011?год и на плановый период 2012 и 2013?годов" Определены страховые тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011?г. и плановый период 2012 и 2013?гг. В этом периоде страховые взносы уплачиваются в порядке, установленном на 2006?г. Так, сохраняются 32?страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности, и льгота по уплате взносов. Средний тариф по видам экономической деятельности - 0,51% к начисленной оплате труда. Предусмотрена индексация ежемесячных страховых выплат с учетом инфляции. Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. Их необходимо включать в базу для начисления взносов. Федеральный закон от 27 ноября 2010?г. N?310-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" НК?РФ содержит перечень организаций, которые не вправе применять УСН. В частности, это хозяйственные общества, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25%. Из этого перечня исключаются хозяйственные общества, создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями и госакадемиями наук. Данные общества должны применять на практике (внедрять) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредившим их научным учреждениям или вузам. Федеральный закон от 27 ноября 2010?г. N?309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Скорректирован порядок применения нулевой ставки НДС при оказании услуг, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Установлен исчерпывающий перечень таких услуг. Это международная перевозка; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; перемещение природного газа; передача электроэнергии; перевалка и хранение товаров в морских (речных) портах; переработка на таможенной территории. Речь также идет о предоставлении ж/д подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки. Условие - пункты отправления и назначения находятся на территории России. Кроме того, в перечень включены работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перемещении в пределах территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта. Для каждого вида услуг предусмотрен отдельный перечень документов, обосновывающих применение нулевой ставки. Ряд изменений направлен на приведение норм НК РФ в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. Федеральный закон от 27 ноября 2010?г.?N?308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Установлено, что база по налогу на имущество организаций уменьшается на сумму законченных капвложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов транспортной инфраструктуры. К ним относятся судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водных путях России, портовые гидротехнические сооружения, сооружения инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Данная норма касается вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов после 1?января 2010?г. Срок ее действия - до 1 января 2025?г. Закреплено, что имущество ПИФов облагается названным налогом у управляющих компаний. Также установлено, что данные лица являются плательщиками земельного налога в отношении участков, входящих в состав указанного имущества. В обоих случаях по общему правилу налоги уплачиваются за счет имущества ПИФа. Исключение - недостаточность последнего для исполнения обязанности по внесению налога, а также для его взыскания. Федеральный закон от 27 ноября 2010?г.?N?307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Пересмотрены ставки НДПИ и транспортного налога. С 1 января 2011?г. добыча горючего природного газа облагается по ставке налога 237?руб., с 1 января 2012?г. - 251?руб., а с 2013?г. - 265?руб. за 1?000?куб.?м. До этого применяется ставка 147?руб. за 1?000?куб.?м. В связи с повышением акцизов на нефтепродукты в 2 раза понижается ставка транспортного налога на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани. Сохраняется возможность понизить (повысить) ставку транспортного налога законом региона, но не более чем в 10 раз. Однако теперь есть исключение. В отношении легковушек с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.?с. включительно субъектам Федерации разрешается устанавливать пониженные ставки вплоть до нулевых. Федеральный закон от 27 ноября 2010?г. N?306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" Вводится авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его необходимо внести в бюджет до отгрузки спирта. Размер платежа определяется исходя из общего объема закупаемого спирта и соответствующей ставки акциза. Вместо авансового платежа производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции могут представить банковскую гарантию внесения акциза. Устанавливаются дифференцированные ставки акциза на этиловый спирт. Производители продукции, не являющейся подакцизной (лекарства, парфюмерно-косметические средства), могут приобретать его по нулевой ставке. Одновременно к подакцизным товарам отнесены коньячный спирт, виноматериалы и напитки на основе пива. Закрепляются ставки акцизов на 2011-2013?гг. Так, предусмотрена индексация ставок акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию. Значительно возрастут акцизные ставки в отношении сигарет, папирос, бензина, дизельного топлива, моторных масел. Определен порядок уплаты акцизов при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза. В связи с его созданием в НК РФ вносятся соответствующие юридико-технические поправки. Одновременно закон освобождает организации от уплаты госпошлины за регистрацию лекарственных препаратов, представленных на эту процедуру до ?сентября 2010?г. Федеральный закон от 15 ноября 2010?г. N?300-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Уточнен порядок налогообложения прибыли страховщиков ОСАГО. С 1 марта 2009?г. введен механизм прямого возмещения убытков в рамках ОСАГО. При этом расчеты между страховщиками могут производиться двумя способами. Первый - путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию. Второй - исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат (по фиксированным суммам). В то же время НК РФ ранее не предусматривал особенностей учета расходов и доходов страховщиков при применении второго способа возмещения убытков. Закон устраняет данный пробел. Новый механизм позволяет при перечислении фиксированных средних сумм страховых выплат относить получаемые разницы на финансовый результат страховщиков. Федеральный закон от 27 июля 2010?г. N?207-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Теперь при определенных условиях НДФЛ не облагаются и доходы от размещения личных сбережений в кредитных потребительских кооперативах. Это плата за использование средств пайщиков. Кроме того, проценты по займам, полученным от членов (в т.?ч. ассоциированных) сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Предусмотрены следующие условия. Данные доходы выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной на 5?процентных пунктов. На дату заключения (продления) договора проценты по займам, а также те, исходя из которых рассчитана сумма платы, не превышали эту величину. Причем в период, когда они начислялись, их размер не увеличивался. С момента, когда проценты превысили указанное выше значение, прошло не более 3?лет. К соответствующим доходам в части, превышающей установленные значения, применяется ставка в размере 35%. Прежде такие правила действовали только в отношении доходов по рублевым вкладам в банках. Федеральный закон от 27 июля 2010?г.?N?217-ФЗ "О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Поправки предусматривают льготы по НДС для российских авиакомпаний, сотрудничающих с ООН в рамках миротворческих и гуманитарных программ. Не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету указанными авиакомпаниями по приобретенным воздушным судам, двигателям и запчастям к ним, при дальнейшем использовании этих судов в рамках вышеназванных программ ООН за пределами России. Федеральный закон от 2 июня 2010?г.?N?115-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Уточнен порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в связи с утратой права применять ЕСХН. Он разделен на два случая. Первый - когда налогоплательщики уплачивали ЕСХН на законных основаниях, но по ряду не зависящих от них причин, в том числе ввиду специфики сельхозпроизводства (фактор сезонности, стихийные бедствия и т.?п.), утратили право его применять. Второй - когда организация или ИП перешли на ЕСХН с нарушением установленных требований и необоснованно его применяли. В первом случае пени начисляются со следующего дня после установленного срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов. Во втором - со дня, следующего за установленным днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа) за налоговый (отчетный) период, в котором необоснованно применялся ЕСХН. Федеральный закон от 8 мая 2010?г. N?83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Вносит изменения в: Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и другие Изменения касаются налогообложения государственных (муниципальных) учреждений, а также скорретированы положения Закона о бухучете, касающиеся учета и отчетности этих учреждений, в частности состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливается Минфином. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N?212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" В 2011?г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в ПФР?-?26%, в ФСС РФ?-?2,9%, в ФФОМС?-?3,1%; в ТФОМС?-?2%. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010?г. N?63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)" Разработан порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности (ПБУ?22/2010). Его должны соблюдать все юрлица, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Ошибкой считается неотражение в бухучете или отчетности (неверное указание) фактов хозяйственной деятельности. Она возникает, если неправильно применялись законодательство, учетная политика организации, неверно классифицирована или оценена деятельность. Еще одна причина - неточные вычисления. Если ошибка отчетного года выявлена до его окончания, то ее можно исправить записями по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором она обнаружена. Ошибку отчетного года, выявленную после его окончания, но до подписания отчетности, исправляют записями по соответствующим счетам бухучета за декабрь. Ошибки бывают существенными. К ним относятся те, которые могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности. Определены особенности их исправления. В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организация обязана раскрывать информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном. Гражданское законодательство, приватизация Федеральный закон от 8 мая 2010?г. N?83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Вносит изменения в: Гражданский кодекс Российской Федерации Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 21 июля 2005?г. N?94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федеральный закон от 3 ноября 2006?г. N?174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и другие Цель поправок - усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений. В частности, закреплен новый тип учреждения - казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет. Также внесены изменения в законодательство по госзакупкам: казенные учреждения выступают заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Банковская деятельность, валютное регулирование Указание ЦБР от 16 июля 2010?г. N?2481-У "О порядке ведения и оформления кредитными организациями кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705" Установлен порядок ведения в кредитных организациях кассовых журналов по приходу (форма 0401704) и расходу (форма 0401705). Записи производятся на основании кассовых документов, проверенных и подписанных бухгалтерами. В журналах указываются номера счетов, по которым совершаются кассовые операции, номера, суммы и шифры кассовых документов. Журнал по приходу ведется бухгалтером, который принимает кассовые документы при совершении приходных операций; журнал по расходу - бухгалтером, контролирующим расходные операции. Можно возложить указанные обязанности на кассового работника. Журналы оформляются на бумажном носителе либо в электронном виде. После сверки с данными отчетных справок (форма 0402112) и справки о кассовых оборотах (форма 0402114) они подписываются бухгалтерскими и кассовыми работниками. Бумажные журналы по окончании операционного дня помещаются в сшив бухгалтерских документов. Приведены формы журналов и правила их заполнения. Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010?г. N?378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" Утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенной декларации. Они, в частности, касаются видов таможенных процедур, грузов, упаковки и упаковочных материалов, специальных упрощений, условий поставки, единиц измерений. Срок вступления в силу - 1?января 2011?г. Также с 1?января 2011?г. применяются классификаторы стран мира и валют. Каждое государство-член Таможенного союза (ТС) вправе вносить в них дополнения. Последние применяются после уведомления других стран-участников и Секретариата Комиссии ТС. Приказ Федеральной таможенной службы от 7 августа 2009?г. N?1431 "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле воздушных судов, используемых для международных перевозок товаров и пассажиров, при представлении перевозчиком документов и сведений в электронной форме" При международных авиаперевозках товаров и пассажиров перевозчик может представлять таможенному органу документы и сведения в электронной форме. Определен порядок таможенного оформления и контроля воздушных судов в таких случаях. Порядок применяется при соблюдении ряда условий. Информационная система перевозчика должна быть подключена к автоматизированной системе таможенных органов. Сведения, представляемые в электронной форме, должны использоваться в качестве въездной/выездной декларации на воздушное судно. Их необходимо заверить электронной цифровой подписью. Также должны быть выдержаны форма и сроки предоставления сведений. Определены случаи, когда таможенный орган имеет право потребовать представления бумажных экземпляров документов. Если у ФТС России нет никаких претензий к поданным сведениям, то им присваивается уникальный идентификационный номер. Он необходим таможенным органам для совершения отдельных контрольных операций при прибытии (убытии) воздушного судна в Россию. При соблюдении всех требований принимается решение об использовании поданных в электронной форме сведений в качестве въездной/выездной декларации. Ей присваивается регистрационный номер. С этого момента декларация считается принятой. Если установленные требования не соблюдены, судно оформляется в общем порядке. Лицензирование отдельных видов деятельности Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2010?г. N?773 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации" Скорректирован порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за ее пределами. Уточнено, что заявление и необходимые документы представляются в лицензирующий орган лично либо направляются почтой с уведомлением о вручении. Предусмотрена возможность подачи заявления в электронном виде через Интернет (в частности, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)). Установлено, что лицензия вручается лично соискателю или направляется почтой. Кроме того, с 1 декабря 2011?г. она может быть выдана в электронном виде. С этой даты вводятся новые положения, касающиеся выдачи дубликата и копии лицензии. Их также можно получить в электронном виде. Иные вопросы хозяйственной деятельности Федеральный закон от 27 июля 2010?г. N?193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли прийти к консенсусу и достичь взаимоприемлемого соглашения. Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно. Сроки проведения процедуры определяются соглашением. Максимальный - 60?дней. Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь. Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус. Приказ Минюста РФ от 19 ноября 2009 г. N?403 "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" Установлены единые правила нотариального делопроизводства. Урегулированы следующие процедуры: оформление различных организационно-распорядительных документов (распоряжений, поручений, запросов, писем и т.?д.); обработка входящих и исходящих документов; использование печатей, штампов и бланков; составление номенклатуры дел, а также их формирование, временное хранение, передача и уничтожение; ведение реестров. Правила не устанавливают порядок совершения нотариальных действий. Определен порядок контроля за исполнением правил делопроизводства. Исполнение правил проверяется один раз в четыре года. Внеплановая проверка может проводиться при поступлении в территориальный орган Минюста России или нотариальную палату соответствующих обращений (заявлений, жалоб) граждан и организаций. За нарушение правил делопроизводства к нотариусу применяются меры дисциплинарной ответственности. Приведены формы различных документов, используемых в процессе деятельности нотариуса (за исключением форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, а также удостоверительных надписей нотариуса на сделках и свидетельствуемых документах). К таким документам, в частности, относятся извещение о внесении в депозит нотариуса денег или ценных бумаг; журнал учета приема-передачи полномочий и дел; акт сдачи бланков; расписка в получении документов от нотариуса; журнал регистрации входящей и исходящей корреспонденции; извещение о вскрытии закрытого завещания. Приказ Минфина РФ и Федеральной налоговой службы от 11 июня 2010?г. N?58н/ММВ-7-2/279@ "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2006?г. N?26н/САЭ-3-07/87@ Признан утратившим силу приказ Минфина и ФНС России о порядке приобретения, учета и хранения спецмарок для маркировки табака и табачных изделий, производимых в нашей стране. Приказ вступает в силу с 1 января 2011?г. С этой даты взамен поименованного акта применяется Постановление Правительства РФ о спецмарках для маркировки табачной продукции, принятое во исполнение соответствующего Техрегламента. Бюджетная система Федеральный закон от 13 декабря 2010?г. N?357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Принят федеральный бюджет на 2011?г. и плановый период 2012 и 2013?гг. Согласно ему бюджетные расходы в 2011?г. составят 10,658?трлн?руб., доходы - 8,844?трлн?руб. В 2012?г. они вырастут до 11,237 и 9,503?трлн?руб. соответственно, а в 2013?г. - до 12,175 и 10,379?трлн руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011?г. в размере 50,389?трлн?руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012?г. - 55,95?трлн?руб. и 6% соответственно, в 2013?г. - 61,92 трлн руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011?г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012?г. - 3,9%, в 2013?г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011?г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1?814?млрд?руб.), в 2012?г. - 3,1% ВВП (1?734,4?млрд?руб.), в 2013?г. - 2,9% ВВП (1?785,7?млрд?руб.). Такие показатели рассчитаны исходя из умеренного роста цен на нефть Urals с 75?долл.?США за баррель в 2010 и 2011?гг. до 78?долл.?США?в 2012?г. и 79?долл.?США в 2013?г. Бюджетный дефицит в 2012-2013?гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011?г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012?г. не должен превышать 55,6?млрд?долл.?США, на 1?января 2013?г. - 65,2?млрд?долл.?США, на 1?января 2014?г. - 75,6?млрд?долл.?США. В 2011?г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам "Социальная политика", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011?г. 551,8?млрд?руб., в 2012?г. - 457,6?млрд?руб., в 2013?г. - 419,7?млрд?руб. Федеральный закон от 8 мая 2010?г. N?83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Вносит изменения в: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие Цель поправок - усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений. В частности, закреплен новый тип учреждения - казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет. Для бюджетных учреждений предусмотрены следующие изменения. Вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. До внесения поправок бюджетные учреждения отвечали по своим обязательствам находящимися в их распоряжении средствами. Теперь они отвечают всем имуществом. Исключения - недвижимость, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет выделенных им средств. Собственники имущества бюджетных учреждений освобождены от субсидиарной ответственности по обязательствам последних. Бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться любым находящимся у них на праве оперативного управления движимым имуществом без согласия собственника (за исключением особо ценного). К участникам бюджетного процесса-получателям бюджетных средств отнесены казенные (а не бюджетные) учреждения. Предусмотрен переходный период (с 1 января 2011?г. до 1?июля 2012?г.). В частности, за это время органы власти всех уровней должны принять предусмотренные поправками нормативные правовые акты. Закон вступает в силу с 1 января 2011?г. за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки. Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010?г. N?1505-р Региональным и местным органам власти даны рекомендации по оценке целесообразности принятия решения об изменении типа государственного и муниципального учреждения. Различают казенные, бюджетные и автономные учреждения. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение. Исключения прямо устанавливаются федеральными законами. Автономное и бюджетное учреждения создаются для выполнения (оказания) государственных (муниципальных) работ (услуг). Иное также может быть предусмотрено федеральным законодательством. Учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы его деятельности. Так, автономное учреждение может быть создано в области науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Например, согласно Градостроительному кодексу - для проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Сферы деятельности бюджетных и казенных учреждений не ограничены. Вместе с тем к казенным целесообразно относить учреждения, созданные в области управленческой деятельности либо отнесенные к таковым в соответствии с законом. В качестве дополнительных критериев определения типа учреждения рекомендуется использовать его экономический и управленческий потенциалы. Также даны рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений регионов и муниципалитетов. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010?г. N?590 "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления" В рамках реформы системы госучреждений с 1?января 2011?г. федеральные бюджетные учреждения могут вместо органов власти осуществлять денежные выплаты гражданам. Для этого федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится учреждение, направляет в Минфин России для согласования данные о планируемых объемах бюджетных средств, необходимых для производства выплат. Передача полномочий по осуществлению выплат оформляется приказом. Копия последнего направляется учреждению. На ее основании территориальный орган Федерального казначейства открывает учреждению лицевой счет для отражения операций по переданным полномочиям. Денежные обязательства оплачиваются путем представления в орган казначейства платежных документов. Кассовые выплаты санкционируются в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке. Учреждение обязано отчитываться о произведенных выплатах. Постановление вступает в силу с 1?января 2011?г. и применяется к учреждениям, в отношении которых сметное финансирование заменено выделением субсидий из федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010?г.?N?539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" С 2011?г. вступают в силу поправки, касающиеся статуса государственных и муниципальных учреждений (кроме отдельных положений). До 1?июля 2012?г. установлен переходный период. В связи с этим закрепляется новая процедура создания, реорганизации и ликвидации ФГУ. Определено, как изменяется их тип. Решение учредить ФГУ принимается Правительством?РФ в форме распоряжения. Аналогичный порядок предусмотрен для разделения, выделения ФГУ, их слияния (если при этом возникает казенное учреждение), присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. В иных случаях решение о слиянии или присоединение принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в соответствующей сфере. Реорганизация ФГУ происходит по решению Правительства?РФ, если в итоге изменяется подведомственность юрлица. Прежде решения о ликвидации принимались Правительством?РФ (в отношении ряда учреждений - Управлением делами Президента?РФ, Минобороны?России). Теперь это относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в установленной сфере. Определены новые требования к уставу ФГУ. Так, в нем в том числе должны быть сведения о структуре, компетенции органов управления, порядке их формирования, сроке полномочий, положения об ответственности руководителя. Уставы необходимо привести в соответствие с данными правилами до 1?июня 2011?г. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" Отменяет: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007?г. N?337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" Автономные и бюджетные учреждения могут самостоятельно распоряжаться имуществом, за исключением недвижимости, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет выделенных им средств. Последним можно распоряжаться только с согласия собственника. Данное правило действует с 1?января 2011?г. В связи с этим определен новый порядок отнесения движимого имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного. Указаны органы, определяющие виды такого имущества. Это те, которым подведомственны названные учреждения. Установлено, кто может составлять перечни особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Это вправе делать госорганы, реализующие функции и полномочия учредителя. Ранее они определялись совместно с Росимуществом. Закреплено, какое имущество обязательно должно включаться в такие перечни. Для федеральных учреждений - то, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный органом госвласти-учредителем, в интервале 200-500?тыс.?руб. Ранее она должна была превышать 500?тыс.?руб. Для региональных - 50-500?тыс.?руб., для муниципальных - 50-200?тыс.?руб. Речь также идет об имуществе, без которого будет затруднена основная деятельность или которое отчуждается в специальном порядке. Утратил силу прежний порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения. Приказ Минфина РФ от 17 августа 2010?г. N?92н "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации" Вносит изменения в: Приказ Минфина РФ от 15 августа 2008?г. N?80н Приказ Минфина РФ от 1 сентября 2008?г. N?88н Приказ Минфина РФ от 5 сентября 2008?г.?N?92н и другие Поправки обусловлены реформированием системы бюджетных учреждений. С 1?января 2011?г. вводится новый тип учреждений - казенные. Бюджетным учреждениям вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии. Доходы казенных учреждений от платных услуг будут поступать в бюджет. Предусмотрен переходный период до 1?июля 2012?г. В связи с этим скорректированы отдельные акты Минфина России. Так, казенные учреждения подлежат занесению в сводный реестр участников бюджетного процесса. Бюджетные учреждения исключаются из него (кроме тех, которым до 1?июля 2012?г. субсидии не предоставляются). Срок действия разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств от приносящей доход деятельности продлен до 1?января 2012?г. При создании до указанной даты нового федерального казенного учреждения вместо генерального разрешения на осуществление приносящей доход деятельности допускается оформлять обычное. Установленный Минфином России порядок осуществления операций со средствами от такой деятельности действует до 1?января 2012?г. Из системы мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого главными администраторами средств федерального бюджета, исключены бюджетные и автономные учреждения. Приказ Минфина РФ от 30 июля 2010?г. N?84н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007?г. N?112н" Вносит изменения в: Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007?г.?N?112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" Минфином России были установлены общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения. Согласно вносимым изменениям теперь они распространяются только на казенные учреждения. Требования также обязательны для их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, уполномоченных вести бюджетный учет. Разработан рекомендуемый образец сметы. Также рекомендована форма проекта сметы. Он составляется на этапе формирования проекта федерального бюджета. Приведен приблизительный образец изменений показателей сметы. Приказ вступает в силу с 1 января 2011?г. До 1 июля 2012?г. он применяется к государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, в отношении которых органами власти не принято решение о предоставлении субсидий. Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010?г. N?82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям" Установлены общие требования к взысканию в соответствующий бюджет неиспользованных на 1 января текущего финансового года остатков субсидий, ранее предоставленных государственным (муниципальным) учреждениям. Речь идет о средствах, не предназначенных для финансирования государственного (муниципального) задания на оказание соответствующих услуг (выполнение работ). Остатки субсидий взыскиваются, если учредителем учреждения не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году. Они возвращаются соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет. Для этого территориальные УФК, финансовые органы субъектов Федерации, муниципалитетов перечисляют средства на специальный счет. Он открывается на балансовом счете N?40101. Порядок взыскания устанавливается соответственно Минфином России, финансовыми органами регионов и муниципальных образований. В связи с этим Министерством определены правила взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных ФГУ из федерального бюджета. Приказ Минфина РФ от 16 июля 2010?г. N?72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Федеральным бюджетом предусмотрены субсидии ФГУ на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание госуслуг (выполнение работ). Оплата денежных обязательств учреждений за счет субсидий санкционируется УФК. Установлено, как это происходит. Операции с субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в УФК. Учредитель ФГУ ежегодно представляет в Федеральное казначейство в электронном виде с применением ЭЦП перечень целевых субсидий на год по рекомендуемому образцу (приведен в приложении). Уполномоченный работник казначейства проверяет наличие в сводной бюджетной росписи ассигнований, предусмотренных учредителю, по кодам, указанным им в перечне целевых субсидий. Установлен порядок внесения в перечень изменений. Для санкционирования оплаты учреждением в УФК представляются сведения об операциях с целевыми субсидиями (код формы по ОКУД 0501016), утвержденные учредителем. Целевые расходы производятся на основании поданных в УФК заявок учреждений (по формам КФД 0531801, 0531851 и 0531802). Приказ Минфина РФ от 14 июля 2010?г.?N?71н "О перечислении остатков средств федеральных государственных учреждений с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами федеральных государственных учреждений, в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета" Операции со средствами ФБУ отражаются на счетах территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях ЦБР. С 1 января 2011?г. остатки таких средств могут перечисляться в федеральный бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на указанные счета. Определен порядок таких перечисления и возврата. Казначейство обеспечивает ежедневное перечисление остатков его региональными Управлениями. Средства направляются со счетов последних N?40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации" на счет, открытый казначейству в ЦБР на балансовом счете N?40105 "Средства федерального бюджета". Управления производят кассовые выплаты со счетов N?40501. Срок - не позднее 2-го рабочего дня после представления ФБУ в территориальные органы казначейства Заявок на кассовый расход, возврат, получение наличности. Для обеспечения кассовых выплат ФБУ казначейство перечисляет необходимые средства со своего счета N?40105 на счет Управления N?40501. Их сумма не должна превышать остаток, поступивший в казначейство со счета N?40501 данного Управления. Казначейство и Управления осуществляют аналитический учет операций со средствами ФБУ. Это касается сумм, поступивших (перечисленных) на счет казначейства N?40105 со счетов Управлений N?40501 и наоборот. Казначейство ежемесячно не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляет сведения о данных суммах в Минфин России. Средства перечисляются со счетов Управлений N?40501 на счет казначейства N?40105 не позднее 5-го рабочего дня до завершения текущего финансового года. Казначейство, в свою очередь, в соответствии с данными аналитического учета не позднее 2-го рабочего дня до завершения текущего финансового года перечисляет суммы, подлежащие возврату из федерального бюджета, со своего счета N?40105 на счета Управлений N?40501. Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы Федеральный закон от 10 декабря 2010?г. N?356-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" Цель поправок - усовершенствовать госуправление в сфере ветеринарии. Региональным органам исполнительной власти переданы отдельные полномочия. Речь идет об установлении и отмене карантина на соответствующей территории. Субвенции на это не предусмотрены. Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора и в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Более четко определены обязанности федеральных и региональных властей, исполняемые при возникновении очагов заразных болезней животных. Закреплена необходимость формировать перечень заразных (в том числе особо опасных) болезней животных, по которым может устанавливаться карантин. Федеральный закон от 19 мая 2010?г. N?89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" Отменена плата за пользование геологической информацией о недрах. Указанная информация формируется в результате государственного геологического изучения недр. Ее предоставляет федеральный орган управления государственным фондом недр. Отмена платы обеспечит открытый доступ к геологической информации. Это, в свою очередь, приведет к увеличению количества потенциальных недропользователей. Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Федеральный закон от 28 декабря 2010?г. N?414-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957?году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" Скорректирован Закон о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957?г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р.?Теча. Это связано с тем, что на данных лиц было распространено действие Закона о соцзащите пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Гражданам, проживавшим в 1949-1956?гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению из-за указанных сбросов, положена ежемесячная денежная компенсация. Ее размер для получивших накопленную эффективную дозу облучения от 7 до 35?сЗв?(бэр) увеличен со 100 до 210,26?руб., свыше 35?сЗв?(бэр) - с 200 до 420,49?руб. Установлены ежемесячные денежные выплаты для несовершеннолетних, проживающих в указанных населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1?мЗв (0,1?бэр) (дополнительно над уровнем естественного фона). Также закреплено, что в случае смерти лиц некоторых категорий, ставших из-за воздействия радиации инвалидами (в частности, ликвидаторов аварии и тех, кто проводил защитные мероприятия и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки), находившиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семьи получают ежемесячные компенсации вместо них. По действующему законодательству для родственников инвалидов I группы это 5?000?руб., II группы - 2?500?руб., III группы - 1?000?руб. Детям первого и второго поколений граждан, страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, будут предоставлять дополнительные меры соцподдержки. Речь идет о тех, что положены лицам, которые получили (перенесли) заболевания/стали инвалидами из-за чернобыльской катастрофы. Закреплено, что выплаты, предусмотренные законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции. Федеральный закон от 9 декабря 2010?г. N?351-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и статьи 11 и 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Пересмотрены нормы, касающиеся обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Предоставление названных средств и изделий финансируется из федерального бюджета. Если они не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо он сам их оплатил, то ему полагается компенсация. Согласно внесенным поправкам величина этой выплаты ограничена стоимостью средств (изделий), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета. Порядок выплаты этой компенсации определяет Минздравсоцразвития России. Оно дополнительно уполномочено устанавливать перечень противопоказаний для обеспечения инвалидов средствами реабилитации. В перечень технических средств реабилитации включены кресла-коляски. Федеральный закон от 10 декабря 2010?г. N?354-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Уточнены сроки перерасчета пенсий военнослужащим, сотрудникам ряда правоохранительных органов и членам их семей. Речь идет о пенсиях за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Они пересматриваются в сторону увеличения со дня наступления соответствующих обстоятельств (например, изменения группы инвалидности, достижения 80?лет). Если пенсионер обратится за перерасчетом не сразу, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается за прошлое время (со дня приобретения права на перерасчет), но не более чем за 12?месяцев, предшествующих обращению. Для случаев уменьшения размера пенсии сохраняется прежний порядок пересчета с 1-го числа следующего месяца. Федеральный закон от 8 декабря 2010?г.?N?345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" Изменениями, в частности, уточнен состав набора соцуслуг. Помимо прочего речь идет об обеспечении по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарствами, изделиями медназначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В отдельном пункте предусмотрено предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. Установлена длительность пребывания в санаторно-курортных учреждениях в рамках набора соцуслуг в количестве 18?дней. Продолжительность лечения детей-инвалидов - 21?день, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42?дней. С 641?руб. до 705?руб. увеличен размер средств на оплату предоставления набора соцуслуг. Федеральный закон от 8 декабря 2010?г. N?343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Скорректирован Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поправки касаются порядка расчета пособий по беременности и родам, уходу за детьми до 1,5?лет, временной нетрудоспособности. Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый работодателем, увеличен с 2 до 3 дней. Требования к страховому стажу для назначения пособия по временной нетрудоспособности решено сохранить в действующем виде. Напомним, что изначально планку предлагалось повысить с 8 до 15 лет для 100% оплаты больничного, с 5 до 8 - для 80%, остальным - 60%. Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. Причем учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей. Предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия. Поправки вступают в силу с 1?января 2011?г. Новые положения применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня введения изменений в действие. По более ранним страховым случаям пособия исчисляются по новым нормам за период после дня вступления закона в силу, если их размер, определенный в соответствии с поправками, превышает рассчитанный в прежнем порядке. Федеральный закон от 8 декабря 2010?г.?N?332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012?годах" Состав и объем потребительской корзины в целом по России на 2011-2012?гг. остались прежними. Напомним, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по стране определяется не реже 1?раза в 5?лет. Применяемая сейчас действует с 1?января 2005?г. В настоящее время трудоспособный гражданин, в частности, потребляет в год 107,6?кг картофеля, 97?кг овощей и бахчевых и 23?кг свежих фруктов; 133,7?кг, 37,2?кг и 16?кг хлебных, мясо- и рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов на услуги в месяц. Федеральный закон от 10 мая 2010?г. N?84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" Установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности. Право на доплату имеют лица, проработавшие на подземных и открытых горных работах по добыче угля (сланца), на строительстве шахт не менее 25?лет. Доплату также могут получить работники ведущих профессий (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики, машинисты горных выемочных машин) со стажем не менее 20 лет. Размер доплаты определяется расчетным путем. Он зависит от срока работы в указанных профессиях и должностях, среднемесячного заработка шахтера и по стране в целом, суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР. Расходы на доплаты финансируются за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет ПФР по тарифу 6,7% с выплат, начисленных в пользу работников. Порядок формирования перечня плательщиков взносов определит Правительство?РФ. Территориальные органы ПФР контролируют правильность исчисления и уплаты взносов, а также назначают доплаты и выплачивают их одновременно с пенсией. Если пенсионер вновь поступает на работу, доплата приостанавливается. Федеральный закон от 2 июля 2010?г. N?149-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" Инвалиды ВОВ и боевых действий вправе получать соцподдержку в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50%. Согласно изменениям эта льгота распространяется на членов семей инвалидов, проживающих совместно с ними. Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Федеральный закон от 8 декабря 2010?г. N?342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Изменения затрагивают граждан, проходивших военную или приравненную к ней службу 10?лет и более и уволенных по некоторым основаниям. Это достижение предельного возраста, состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия. Также поправки касаются совместно проживающих с данными лицами членов их семей. Цель изменений - выполнить обязательства по обеспечению жильем перед теми, кто до 2005?г. был принят на учет в качестве нуждающихся в нем. Основным способом решения данного вопроса были выплаты по жилищным сертификатам. С 2011?г. последние не будут выдаваться указанным выше лицам. Гражданин может выбрать один из следующих вариантов. Первый - жилье в собственность бесплатно. Второй - по договору социального найма. Третий - единовременная выплата на приобретение или строительство жилья. Она рассчитывается так. Исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1?кв.?м. Регионам передаются федеральные полномочия по обеспечению жильем данных граждан. Финансирование - за счет субвенций. Эти полномочия можно делегировать муниципальным образованиям. Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Федеральный закон от 28 декабря 2010?г. N?426-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Скорректирован Закон о высшем и послевузовском профобразовании. В соответствии с ним срок очного обучения в аспирантуре (адъюнктуре) научных организаций, муниципальных и госвузов, образовательных учреждений дополнительного профобразования не может превышать 3 года, заочного - 4 года. Поправками установлено, что по некоторым специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук данные сроки могут быть увеличены на 1 год. Их перечень определит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Федеральный закон от 9 декабря 2010?г. N?349-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год" Некоторые категории граждан имеют право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь. Она в том числе включает обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. На 2011?г. определен норматив затрат в месяц на 1?гражданина, получающего такую социальную услугу. Он составляет 570?руб. Это на 39?руб. больше, чем в 2010?г. Исходя из указанного норматива рассчитывается общий объем субвенций, предусматриваемых регионам на осуществление переданных федеральных полномочий в данной сфере. Федеральный закон от 8 декабря 2010?г.?N?341-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Скорректированы некоторые положения Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней. В национальный календарь прививок включена вакцинация против гемофильной инфекции. Это позволит ежегодно предотвращать заболевания тяжелыми пневмониями и менингитами. Уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Он утверждает календарь, устанавливает сроки проведения прививок, определяет категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Федеральный закон от 29 ноября 2010?г. N?326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Принят новый закон, регулирующий обязательное медицинское страхование (ОМС) в России. Цель - усилить гарантии прав граждан на бесплатную медпомощь. Он определяет принципы ОМС. Это, в частности, всеобщий характер, доступность и качество медпомощи, автономность финсистемы. Закрепляются правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, полномочия госорганов в этой сфере. Предусмотрена разработка базовой и территориальных программ ОМС. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях соответственно. Базовая программа действует на всей территории России, а территориальная - в пределах субъекта Федерации, где выдан медполис. Последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медпомощь. Постоянно и временно проживающие в России иностранцы и лица без гражданства, а также беженцы наделены такими же правами и обязанностями в системе ОМС, что и наши граждане. Гражданин может выбирать медорганизацию и лечащего врача, работающих в системе ОМС. Их перечень доступен на официальных сайтах территориальных фондов ОМС. Сменить страховую организацию можно 1 раз в году, подав заявление в новую не позднее 1?ноября. Чаще - если меняется место жительства или прекращается действие договора о финансовом обеспечении ОМС. Введен уведомительный порядок участия в системе ОМС любых медорганизаций, а также частнопрактикующих врачей (ИП). Они включаются в специальный реестр и ведут раздельный учет по средствам ОМС. Тариф на оплату медпомощи устанавливается соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями медицинских и страховых организаций, профессиональных медассоциаций, профсоюзов медработников. С 2013?г. скорая медицинская помощь включается в базовую программу ОМС, а высокотехнологичная - с 2015?г. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011?г., за исключением отдельных положений, применяющихся с 2012?г. Федеральный закон от 8 ноября 2010?г. N?293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" Вносит изменения в: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Поправки касаются образовательной деятельности. Их цель - усовершенствовать контрольно-надзорные функции и оптимизировать предоставление госуслуг в данной сфере. Должен быть создан федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и званиях. Регионам передаются полномочия проставлять апостиль на указанных документах. Прежде этим занимался Рособрнадзор. Будет формироваться федеральная база данных о проставленных апостилях. Образовательные учреждения обязаны обеспечивать открытость и доступность некоторых сведений и копий определенных документов. Лицензия на образовательную деятельность стала бессрочной. Через год после ее предоставления будет проводиться плановая выездная проверка. Прежде лицензия выдавалась по результатам экспертизы, оплачиваемой учредителем. Ее исключили. До госаккредитации проводится самообследование. Его материалы должны рассматриваться в процессе аккредитационной экспертизы. Установлена госпошлина за выдачу, а также переоформление свидетельства об аккредитации. Так, за его предоставление вуз уплачивает 130?тыс.?руб. и еще 70?тыс.?руб. за каждую укрупненную группу направлений подготовки и специальностей в учреждении и каждом филиале. Предусмотрена общественная (общественно-профессиональная) аккредитация. Усиливается административная ответственность должностных лиц, предпринимателей и организаций за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии. Федеральный закон от 27 июля 2010?г. N?215-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" Скорректирован Закон об образовании. В него введена норма о праве педагогических работников образовательных учреждений не реже 1 раза в 5 лет проходить профпереподготовку или повышение квалификации. При этом должны выполняться федеральные гостребования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профпереподготовки. Их устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Следует отметить, что указанное право ранее было закреплено в Законе о высшем и послевузовском профобразовании, а также в ряде подзаконных актов. Таким образом, поправки упорядочили нормативно-правовую базу в указанной сфере. Федеральный закон от 8 мая 2010?г. N?83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Вносит изменения в: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другие Цель поправок - усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений. В частности, закреплен новый тип учреждения - казенное. Все поступления от его приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответствующий бюджет. Для бюджетных учреждений предусмотрены следующие изменения. Вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. До внесения поправок бюджетные учреждения отвечали по своим обязательствам находящимися в их распоряжении средствами. Теперь они отвечают всем имуществом. Исключения - недвижимость, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет выделенных им средств. Собственники имущества бюджетных учреждений освобождены от субсидиарной ответственности по обязательствам последних. Бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться любым находящимся у них на праве оперативного управления движимым имуществом без согласия собственника (за исключением особо ценного). К участникам бюджетного процесса-получателям бюджетных средств отнесены казенные (а не бюджетные) учреждения. Предусмотрен переходный период (с 1 января 2011?г. до 1?июля 2012?г.). В частности, за это время органы власти всех уровней должны принять предусмотренные поправками нормативные правовые акты. Закон вступает в силу с 1 января 2011?г. за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки. Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N?325-ФЗ "О внесении изменений в статью 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 100 и 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Изменения касаются очередности удовлетворения требований по исполнительным документам. Требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением, отнесены к первой очереди. Ранее в первую очередь удовлетворялись только следующие требования: взыскание алиментов; возмещение вреда в связи со смертью кормильца, а также причиненного здоровью; компенсация морального вреда. Теперь расходы на содержание осужденных возмещаются после удовлетворения всех требований взыскателей в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Прежде предусматривалось, что после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в ПФР и иных обязательных отчислений возмещаются расходы по содержанию осужденных к лишению свободы. Удержания по исполнительным документам производились из оставшейся суммы. Первоначально в Законе об исполнительном производстве определялся порядок обращения взыскания на зарплату лиц, отбывающих наказание. Согласно изменениям взыскание обращается не только на зарплату, но и на другие доходы, в том числе на пенсию. Административные правонарушения, административная ответственность Федеральный закон от 28 декабря 2010?г.?N?421-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.12 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Поправки касаются административного приостановления деятельности. Их цель - ограничить перечень лиц, уполномоченных назначать это наказание. С 2011?г. вступают в силу изменения, согласно которым оно может применяться без судебного решения, если грубо нарушены требования промышленной безопасности. Но при этом не было определено, какие должностные лица вправе назначать данное наказание. Исходя из расширительного толкования приостанавливать деятельность могли бы все сотрудники федеральных органов в области промышленной безопасности. В связи с этим установлено, что данное наказание назначается судьей. Если грубо нарушены указанные выше требования - определенными должностными лицами. Федеральный закон от 8 ноября 2010?г. N?293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" Усиливается административная ответственность должностных лиц, предпринимателей и организаций за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии. Федеральный закон от 8 мая 2010?г. N?83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Изменения связаны с изменениями в законодательстве о размещении государственного и муниципального заказа. Федеральный закон от 23 июля 2010?г. N?171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Ужесточена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Значительно (в 10 раз и более) увеличиваются штрафы за указанные правонарушения для должностных лиц и организаций. При этом к должностным лицам коммерческих организаций отнесены их руководители; лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; руководители управляющих организаций, ведающие вопросами технической политики и промышленной безопасности. Согласно поправкам за грубое нарушение руководитель предприятия может быть дисквалифицирован на 1-2 года. Таковым считается нарушение, которое привело к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Контролирующим органам предоставляется право временно приостанавливать деятельность предприятий, где выявлены нарушения промышленной безопасности. Ранее такое решение мог принять только суд.
https://studsup.ru/