Как написать работу по истории?
С одной стороны может показаться, что написать курсовик или реферат по истории – проще простого – набираешь соответствующей литературы, сканируешь компилируешь, расставляешь ссылки – и работа готова.
Однако специфика курсовой или дипломной работы по истории заключается в особом внимании преподавателей к использованным источникам. Постраничные ссылки в хорошей работе могут занимать до половины объема листа, а обзор источников – весьма весомая часть диплома или курсовика.
Поэтому работу над темой по истории начинаем с подбора литературы. Поскольку Интернет у нас всегда под рукой – начинаем с поиска в сети источников, предложенных преподавателем.
- Во-первых, может случиться такое чудо, что они есть сами, целиком или частично, в электронном виде. Даже развернутое оглавление может помочь в осознании степени нужности книги.
- Во-вторых, достаточно много книг, необходимых для работ по истории, можно найти в интернет-магазинах, что дает нам сразу три бонуса: аннотацию на книгу (она и для обзора источников пригодится и для работы), знакомство с внешним видом (а вдруг преподаватель начнет вас пытать – какого цвета была обложка, дабы удостовериться в вашей добросовестности) и, собственно, возможность ее купить.
- В-третьих, несомненно в сети вам встретятся статьи, ссылающиеся на данный источник, содержащие его анализ и оценку, зачастую весьма противоречивые, если авторы отстаивают разные исторические концепции. Несомненно, материал этих статей, или даже монографий вполне может стать частью пресловутого курсовика по истории, разумеется, с соответствующей ссылкой, например: «В своей монографии «Древняя Русь на международных путях» А. В. Назаренко зачастую акцентирует исследовательское внимание на «пангерманском» составляющем древнерусской «международной политики». И дальше – кусочек монографии мэтра.
В процессе поиска материала к заданной исторической теме вам, несомненно, встретятся ссылки на другую литературу, а может и посчастливиться наткнуться на уже готовый обзор литературы, особенно, если тема популярная.
Итак, после недолгой, но интенсивной работы в сети у вас есть во-первых, расширенный список литературы, во-вторых, почти готовый материал для обзора источников, в-третьих хоть какой-то материал для работы – статьи, монографии, нонеймовая информация об описываемом историческом событии \ периоде \ деятеле, которая вполне пригодится для формирования «скелета» выполняемой работы по истории. Не претендуя на оригинальность, хочу вас предостеречь от использования готовых студенческих работ в сети. Во-первых они всем преподавателям знакомы «в лицо», во-вторых, совершенно неизвестно насколько достоверна там информация.
Итак, с весьма объемным списком литературы вы идете в библиотеку. Чем больше список, тем больше вероятность найти хоть что-то. На районные библиотеки надежды совсем мало, после 90-х годов они пополнялись незначительно, и исторические разделы совсем обеднели. ВУЗовские библиотеки вполне могут помочь, особенно если ваша тема разрабатывалась педагогами кафедры истории и существуют их собственные публикации. Например по теме «ЛИИЖТ в годы войны» материал мне удалось найти только в библиотеке Санкт-Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения в виде двух методичек, написанных преподавателями. Основная надежда на центральные библиотеки. Работать там не очень удобно – книги приходится заказывать заранее, очереди большие, но зачастую другого выхода нет, особенно, если тема достаточно узкая. Так, работая над темой «Синьхайская революция», которая изначально мне казалась весьма распространенной, хоть что-то информативное я смогла найти только в Публичке.
Теперь, допустим, вы сделали все что могли по добыванию информации и готовы приступить к написанию собственно курсовой работы (диплома, реферата, эссе, рецензии, контрольной) по истории.
Итак, введение. Объем зависит от общего объема работы и должен составлять около 10%.
Два абзаца на описание проблемы. Обзор источников, который вы уже практически подготовили, копаясь в Интернете (хотя в курсовике или дипломе по истории он может быть и отдельным разделом). Актуальность темы, которую всегда можно придумать – найти спорный момент, обсуждаемый современными историками, провести аналогии в современности с рассматриваемой исторической личностью или проводимой политикой. Вот, например актуальность темы «Социальная политика Рима в эпоху солдатских императоров»: «В современной России, когда обострившаяся политическая обстановка вынуждает правительство прибегнуть к укреплению силовых структур, зачастую многие представители общественности, обращаются к правлению «солдатских императоров» проводя соответствующие параллели. Поэтому исследование данной эпохи и ее социальной политики представляется весьма актуальным.»
Цель работы – «исследование…» или «изучение…» темы работы.
Задачи работы – «проанализировать, изучить, рассмотреть…» - а дальше – заголовки пунктов нашего плана…
Если требуется вставляем абзац о методологии исследования, но я предпочитаю опускать этот аспект, так как, на мой взгляд, этот пункт излишне усложняет стилистику студенческой работы по истории.
Не стоит доводить введение до чистового варианта до написания всей работы, но и оставлять на потом тоже не стоит – оно помогает собраться с мыслями и рассортировать информацию.
Формирование структуры курсовика или диплома по истории традиционно – три главы с подпунктами. Логика построения как правило зависит от содержания, но в целом она сводится к цепочке: анализ предпосылок (экономические и политические предпосылки революции) - анализ процесса - анализ последствий.
Описывая историческую личность имеет смысл придерживаться биографической логики изложения: путь к власти – деятельность на посту… - значение деятельности (причины неудач). Удобно формировать работу, если есть событийная канва, в которую можно вплетать цитаты и мнения различных авторов, не забывая сопровождать их ссылками.
Заключение по объему должно составлять 5-10% от общего объема работы и включает в себя, как правило, сочетание анализа предпосылок с оценкой последствий и значения изучаемого объекта. Иногда в качестве заключения хорошо подходит краткое изложение данной темы в одном из источников.
В заключение можно включить и «свое мнение», которое зачастую преподаватели хотят видеть в работе, не требует открытия Америки. Вполне достаточно сформулировать его в виде «нам близка позиция …., т.к. она достаточно аргументирована и подтверждается следующими фактами…» или «позиция…. достаточно интересна, однако вызывает сомнение…».
Юлия Крючкова http://studsup.ru
См. также
Исследования на основе корреляционного анализа в работах по психологииКак написать эссе на заданную тему? Что такое эссе?